Информация » Влияние информационных технологий на отношение к миру у младших школьников » Классификация основных направлений использования информационных технологий в жизни ребенка. Использование информационных технологий в учебном процессе

Классификация основных направлений использования информационных технологий в жизни ребенка. Использование информационных технологий в учебном процессе
Страница 4

1. Усвоение знаний, носящих общий характер, предшествует знакомству учащихся с частными и конкретными знаниями; последние вводятся учащимися из общего к абстрактному как из своей единой основы.

2. Знания, конструирующие данный учебный предмет, или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их прохождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаружить в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение к определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметах, графических или буквенных моделях, позволяющие изучать его свойства в чистом виде.

5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых вместе с тем в таком единстве, которое обеспечивает мыслительные переходы от всеобщего к частному и обратно.

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно [20, 164].

Такой подход к постановке обучения наиболее приемлем при использовании компьютеров, ибо трудно представить обучение учащихся в компьютерных средах без наличия опережающих теоретических знаний, тем более, если они относятся к информатике, в которой понятия, методы и способы деятельности в большей степени обладают всеобщностью и универсальностью.

Известный психолог Дж. Брунер, опираясь на работы Л.С. Выготского, в работе «Психология познания / за пределами непосредственной информации» [21] определил три идеи , влияющие на эффективность преподавания:

а) умственное развитие ребенка;

б) акт обучения

в) спиралевидное построение программ обучения.

Им была выдвинута гипотеза, согласно которой «любой предмет можно преподать эффективно и в достаточно адекватной форме любому ребенку на любой степени развития [21, 359]. Самое главное, отмечает он, создание условий, когда предмет усваивается «с помощью материалов, с которыми ребенок может манипулировать сам» [21, 365]. Способы мышления, характерные для дисциплины «информатика», определяются применением в компьютерной среде таких общенаучных методов, как формализация, моделирование, алгоритмизация, конструирование. Причем, как отмечает автор, эти методы на интуитивном уровне уже «работают» на интуитивном уровне в начальной школе: формализация широко применяется в математика (кратко записываются условия задач и их решений, формулируются и символически записываются арифметические правила), в русском языке (производится разбор слов и предложений с символической фиксацией их в тексте), в природоведении (широко используются символические образования при ведении дневного наблюдения за погодой, жизнью растений); моделирование реализуется через разнообразную деятельность (лепить, рисовать, клеить); алгоритмизацию через усвоение методов решения задач, через усвоение способов деятельности, характерных для каждой учебной деятельности, характерных для каждой учебной дисциплины; конструирование – это целевая установка трудового обучения и т.д.

Немаловажное значение для пропедевтики основ информатики является знакомство школьников с новыми информационными технологиями, осуществляемое через изучение и использование различных информационных средств: редактора, баз данных, электронных таблиц и т.д. Однако известно, что чем мощнее средство (большими функциональными свойствами оно обладает), тем труднее его освоение: требуется развитие специального операционного мышления, привитие специальных навыков. Поэтому необходимы простые инструментальные средства, где имеются незначительные функциональные возможности, позволяющие очень быстро их осваивать, необходим значительный арсенал задач, позволяющий использовать эти средства как инструменты. Можно, например, организовать решение простых задач на модели электронной таблицы; рисование с помощью простого редактора; конструирование на базе графических примитивов и т.п.

Далее В.А. Буцик отмечает, что при «внедрении новых информационных технологий, нельзя не учитывать особенности младшего школьного возраста. Ряд психологов и педагогов предупреждают о возможной утрате бытийного, предметного характера деятельности (деятельности не с реальными объектами, а с различными формами их модельного, знакового, символического их отображения (и в утрате в связи с этим реального смысла) [17,60]. Поэтому «необходимо найти пути, способы, средства сохранения бытийности, предметности, осмысленности деятельности, осуществляемой посредством компьютера» [22,104]. Все это налагает серьезные ограничения на использование компьютеров и выдвигает ряд требований на характеристические параметры своих компьютеров, на программное обеспечение учебного процесса, на организацию учебного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики. Значение сурдопсихологии для других отраслей психологии
Между сурдопсихологией и сурдопедагогикой существуют са­мые тесные взаимоотношения. Сурдопсихология раскрывает зако­номерности психического развития детей с недостатками слуха, выявляет, на каких этапах, у каких детей обнаруживается то или иное своеобразие в развитии. С помощью психолого-педагогиче­ских исследований сурдопсихология раск ...

Теоретический анализ проблемы гендерных различий в проявлении тревожности в подростковом возрасте. Общее понятие тревожность
Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, С.Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А.С.Спиваковская, Л.М.Костина, А.М.Прихожан, О.А.Коробанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и другие. Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представите ...

Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Примером лабораторного эксперимента может служить исследование процесса узнавания при помощи специальной установки, которая позволяет на особом экр ...