Описание эксперимента
Страница 1

Второй эксперимент проводился в Православной гимназии г. Москвы. В нем принимали участие учащиеся 3-х и 4-5-х классов, всего 37 детей. В 3-х классах - 17 человек, в 4-5-х – 20 человек. Эксперимент проводился в форме анкетирования. Детям было предложено заполнить анкету, под названием «Компьютер и дети: анкета для младших школьников», состоящую из 12 открытых и закрытых вопросов (см. приложение). Анкетирование вызвало интерес у детей. Необходимо отметить, что ранее были попытки проведения той же анкеты, что и в первой части эксперимента, но они не имели положительного результата в данной социокультурной среде.

Обработка результатов

В закрытых вопросах подсчитывалось количество баллов по каждому варианту ответов, в ряде вопросов извлекалось процентное отношение. Открытые вопросы были систематизированы по ряду схожих критериев.

Обработку мы будем предоставлять по вопросам (более подробную обработку см. в приложении №2)

Вопрос № 1

3 класс- пользовались компьютером 77%, не пользовались- 23%

4-5 класс - пользовались –80%, не пользовались 20%

Вопрос №2

Наиболее часто употребимое назначение компьютера в 3-м классе -печать (8 чел.), затем игра (6 чел.) В 4-5 классах предпочтение отдается играм (12 чел.), затем печати (8 чел) и творческой деятельности, рисованию (8 чел)

Вопрос №3

Почти все дети в 3-м и 4-5х классах знают для чего может быть использован компьютер.

Вопрос №4

Аспект реального использования компьютера и знаний о возможности о его использования отражен в графике №11.

Вопрос №5, 6

53% третьеклассников и 70% учащихся 4-5 классов знают, что их родители пользуются компьютером. Из 6-го вопроса мы сделали вывод, что в 3-м классе 35% учеников имеют компьютер дома, а в 4-5-х – 60%

Вопрос №7

3 кл - 53% считают, что от компьютера вред, 82% - видят в нем компонент вреда, 18% считают его полезным.

4-5кл - только 42% видят в нем компонент вреда, а 40% - пользы и большепользы, чем вреда.

Вопрос №8,9

3 кл- понадобится – 76%; предпочтение отдается работе и учебе

4-5 кл - понадобится- 95%; прдпочтение отдается работе, учебе и особенно получению информации.

Вопрос №10,11

Этот вопрос подробно показан на схеме в приложении №2.

Вопрос № 12

3 кл – ответы почти равномерно распределяются в интервале от 30мин до 3 х часов

4-5 кл – наибольший показатель – 1 час.

Выводы

Проанализировав полученные данные, можно отметить, что повышения интереса к компьютеру у данной категории опрошенных детей на связано непосредственно с доступом к нему. Хотя в 4-5 х классах наличие возможности доступа больше, но не на много. И все же в этих классах значительно возрастает количество направлений применений. Можно предположить, что увеличение направлений применений связано с расширением круга интересов и использованием компьютера в учебном процессе (5 класс). В 4-5 классах также возрастает процент детей, играющих в компьютерные игры, возможно, это связано с недостаточными возможностями в России по использованию телекоммуникаций для доступа к информационным ресурсам (в частности, системе Internet) для получения информации, необходимой детям в учебном процессе. Так, по данным американских исследований 71% школьников США используют Internet для обучения. На примере 3-го класса мы можем видеть, что при большой осведомленности детей о способах применений компьютера, лишь малая часть этих знаний реализуется на практике. При этом (и, возможно, вследствие этого) существует некоторое недоверие к компьютеру. К 4-5 классу школьники кроме осведомленности приобретают значительные навыки по использованию компьютеров, доступу к информационным ресурсам; этот процесс может иметь негативные последствия, если он не сопровождается правильным педагогическим воздействием. На наш взгляд, существует необходимость развития уже существующих знаний, постепенного и грамотного внедрения основ информатики в учебный процесс, возможно пропедевтики информатики в начальных классах, с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Как показало исследование, в период с 3-го по 4-й класс происходит резкое изменение отношения к компьютеру. Дети в этом возрасте являются наиболее восприимчивыми к педагогическому воздействию, поэтому именно в этом возрастном интервале необходимо формировать правильное отношение к миру, через гармоничное физическое, умственное и духовное развитие, а через это и разумное отношение к информационным технологиям, о чем мы уже писали в теоретической части нашей работы.

Страницы: 1 2 3


Личность учителя как важнейший фактор воспитания подрастающего поколения
Педагогическая психология, как известно, включает специальный раздел – "психология учителя", где подчеркивается важнейшая социальная роль учителя, его место и функции в обществе. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической ...

Дифференциальная диагностика
Необходимо проводить дифференциальную диагностику между шизоидным и избегающим расстройствами личности. Хотя ни те ни другие пациенты не сообщают о наличии близких друзей и могут казаться отчужденными, их можно дифференцировать. Это различие очевидно, потому что люди с избегающим расстройством личности хотят установить межличностные отн ...

Оценка интеллектуально-познавательной сферы личности
Испытуемый – мужчина, 20 лет, студент колледжа Исследовались: степень интеллектуального развития («Таблицы Равенна»), концентрация и устойчивость внимания (корректурная проба), зрительная ретенция (тест Бентона), объем долговременной ассоциативной памяти (заучивание слов), ассоциативное мышление. Методика «Таблицы Равена» (Шкала прогр ...