Описание эксперимента
Страница 3

5.Анализ литературы по вопросам информационных технологий на формирование отношения к миру у младших школьников, показал необходимость комплексного исследования указанных вопросов в их внутренней взаимосвязи. Попытка такого исследования была предпринята в настоящей дипломной работе. Нами был проведен эксперимент в начальной школе ОАО «Газпром» и в Православной гимназии города Москвы, целью, которого являлось выявление влияния информационных технологий на отношение к миру у детей младшего школьного возраста с различным мировосприятием.

6.В первой части эксперимента в качестве прототипа было выбрано исследование, проведенное в США, Японии, Мексике Центром образовательных технологий (Техас, США). Целью исследования было выявление отношения детей младшего школьного возраста к информационным технологиям. Нами в качестве основы был использован опросник из этого проекта. Была осуществлена адаптация анкеты с учетом национальных и культурных особенностей контингента опрошенных школьников в России.

6.1.Модифицированная анкета была использована для анкетирования учащихся вторых и третьих классов образовательного центра ОАО «ГАЗПРОМ» (средняя школа). Выполнен сравнительный анализ данных для зарубежных стран и России по ряду параметров. При сравнении факторов отношения младших школьников различных стран (вторые классы) к компьютерам был сделан вывод о том, что если предположить, что численная величина факторов пропорциональна силе отношения ребенка к информационным технологиям (ИТ), то наибольшее влияние ИТ оказывают на российских школьников, наименьшее - на маленьких японцев.

6.2.Сравнение факторов отношения младших школьников различных стран (третьи классы) к компьютерам показало, что сохраняется более сильное влияние ИТ на российских школьников (см. диаграмму для вторых классов) по сравнению со школьниками из США, Японии и Мексики; однако для всех национальных групп в целом абсолютные значения факторов оказываются ниже, чем у второклассников. Возможно, это обусловлено не столь массовой компьютеризацией России и особенностями национального менталитета. Также была прослежена тенденция снижения эмоционального восприятия компьютера и оценки его роли с увеличением возраста. Для более подробного изучения этих явлений нами было проведено исследование в школе у детей с четко сформированным мировосприятием.

7.Во втором анкетировании принимали участие учащиеся третьих и четвертых - пятых классов Православной гимназии г. Москвы. Первоначальная попытка применить анкету на данном контингенте учащихся не дала значимых результатов ввиду различия в мировосприятии, поэтому далее была разработана анкета с большим числом открытых вопросов.

8.Сопоставление результатов анкетирования учащихся двух школ позволяет заключить, что отношение школьников к их оценке роли компьютерных технологий зависит от их возраста. Более младшие школьники проявляют тенденцию к завышению этого влияния. При этом в светской школе дети стремятся к завышению положительных аспектов использования компьютера, а в Православной гимназии преувеличивают негативную сторону применения информационных технологий.

9.Сравнение результатов обработки материалов анкетирования российских школ, с данными зарубежных исследований, полученными при опросе школьников США, Японии и Мексики, показало, что российские школьники в целом более восприимчивы к влиянию информационных технологий, чем их зарубежные сверстники. Для всех национальных групп было отмечено более эмоциональное восприятие у детей более младшего возраста. Кроме того, результаты анкетирования указали на то, что учащиеся более младших классов хорошо осведомлены о потенциальных возможностях информационных технологий, но не имеют достаточных навыков для их практического использования.

10.Обобщение полученных данных позволило нам сделать вывод о том, что в период с 3-го по 4-й классы происходит резкое изменение отношения детей к компьютеру, и именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы для педагогического воздействия в области обучения основам практического применения информационных технологий. Поэтому, по нашему мнению, для формирования правильного отношения детей к информационным технологиям как части их отношения к миру, через гармоничное физическое, умственное и духовное развитие, а через это и разумное отношение к информационным технологиям, этот факт должен учитываться при формировании учебных программ по основам информатики.

Страницы: 1 2 3 


Профессиональные особенности восприятия человека человеком
Непременным условием превращения каждого человека в субъекте познания других людей является деятельность, включаясь в которую человек оказывается связанным с этими людьми множеством определенных отношений. Обычно в ситуациях непосредственного взаимодействия людей всегда решается какая-то определенная задача. И для каждого из участников ...

Дополнительные методы психологии
Результаты деятельности людей - это созданные ими книги, картины, архитектурные проекты, изобретения и т.д. По ним можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенных в эту деятельность психических процессах и качествах. Анализ результатов деятельности считается вспомогательным методом ...

Проблемы при сотрудничестве
Трудности в психотерапевтическом сотрудничестве возникают не только при работе с пациентами с нарушениями личности. «Сопротивление», «неуступчивость», «недостаток согласия» или «негативный перенос» являются понятиями, которыми обычно описывают проблемы в психотерапевтических отношениях, отсутствие прогресса в психотерапии или медленный ...