Заключение
Страница 1

Изучив ребенка, поняв, почему он поступает именно так, а не иначе, можно найти путь воздействия на него. Правильно определить метод индивидуального подхода к ребенку поможет знание теории вопроса, хотя, конечно, педагогика не может дать готовых рецептов на все случаи жизни. Об этом очень хорошо сказал К. Д. Ушинский: «Мы не говорим педагогам — поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, вооружаясь этими законами и теми обстоятельствами, в которые вы хотите их приложить»[4]. Только опираясь на теоретически научный фундамент, педагог может овладеть мастерством индивидуального подхода к детям.

При изучении индивидуальных особенностей детей своей группы воспитатель может применять специальные таблицы. Результаты целенаправленных наблюдений за ребенком оформляются в характеристиках. Обязательным условием является утверждение их в конце года на педагогическом совещании. На специальных педагогических совещаниях воспитатели, рассказывая об опыте своей работы, могут обменяться мнениями по следующим вопросам:

- изучение отношения детей группы к трудовой деятельности (старшая и подготовительная группы);

- индивидуальный подход к детям, уклоняющимся от трудовых поручений;

- индивидуальный подход к детям в преодолении медлительности;

- учет индивидуальных особенностей детей в проведении дежурств;

- учет индивидуальных особенностей детей в коллективной тру­довой деятельности;

- вовлечение в творческие игры застенчивых и необщительных детей;

- индивидуальный подход к самоуверенным и застенчивым детям в игровой деятельности;

- опыт индивидуального подхода к детям в процессе проведения занятий по родному языку;

- индивидуальная работа по подготовке нерешительных детей к участию в занятиях;

- особенности осуществления индивидуального подхода на занятиях по развитию элементарных математических представлений;

- развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности;

- как я оформляю записи наблюдения за отдельными детьми.

Индивидуальный подход входит органической частью в педагогический процесс и заставляет воспитателя задумываться над вопросами вовлечения всех детей в активную деятельность, стимулирует проявление особой ответственности в овладении программным материалом всеми детьми.

Широкое обсуждение личного опыта по осуществлению индивидуального подхода к детям помогает воспитателю анализировать свою работу, используя научные критерии, заставляет размышлять, сопоставлять свои суждения с суждениями товарищей.

1. Стойлова Л. П., Пышкало А. М. Основы начального курса математики: учебное пособие для пед. училищ. – М.: «Просвещение», 1990 г.

2. Рихтерман Т. Д. «Формирование представлений о времени»: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: «Просвещение», 1989 г.

Приложение

Список детей

Индивидуальные проявления детей

Педагогические задачи

1. Игорь М.

2. Ося Д.

3. Игорь Е.

4. Лида Н.

5. Света Я.

6. Вова В.

7. Слава Ч.

Проявляют особый интерес к занятиям, активны, хорошо справляются с математически­ми действиями, любят приду­мывать интересные задачи

Поддерживать и разви­вать их интерес, давать усложненные задания, предъявлять более высокие требования к их ответам

8. Ира Г.

9. Таня Л.

10. Женя Г.

11. Ната М.,

12. Наташа Д

13. Света П.

14. Инна Б.

15. Алла П.

16. Ната К.

17. Лена М.

18. Саша Т.

Не проявляют внешне свою активность, но всегда внима­тельны, на вопросы отвечают правильно, но только по вызо­ву, малоинициативны

Воспитывать уверенность в своих силах, поощрять на­чинания, развивать твор­ческую инициативу, прово­дить индивидуальную рабо­ту, давать поручения в процессе бытовой деятель­ности

19. Ира К.

20. Вася Г.

21. Вова П.

22. Миша Ш.

23. Толя А.

Проявляют на занятиях ложную активность, любят подсказывать, хотя и не знают ответа, ждут подсказки

Воспитывать скромность, на занятиях чаще вызы­вать, задавать вопросы, заставляющие думать

24. Витя Б.

25. Ира П.

26. Олег Ч.

27. Толя П.

28. Саша К.

29. Юля Г.

Не проявляют интереса к за­нятиям, невнимательны, не всегда могут ответить на воп­рос воспитателя

Вскрыть причины такого поведения, проводить инди­видуальные занятия, ши­роко использовать нагляд­ность

30. Коля Н.

31. Витя У.

32. Ира 3.

Внимательно слушают, но ответить на поставленные вопросы не могут, предпочи­тают отмалчиваться, застёнчи-вы, имеют пробелы в знаниях

Проводить индивидуаль­ную работу по преодолению застенчивости, на отдель­ных занятиях ликвидиро­вать пробелы в знаниях

Страницы: 1 2


Система "сверх-Я"
Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я". "Сверх-Я" является неотъемлемой частью человеческой психики. Так как человек живет в обществе, то оно оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы- ше рассуждениям. Если человек представляет из себя систему (отдельную), то есть клетку, то кле ...

Заикание
При заикании ребенка в его речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей с ослабленной нервной системой. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: - употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, а); - повторение п ...

Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни. Лично ...