Артикуляционные признаки звуков речи
Страница 1

По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости звуки делятся на гласные и согласные.

Разное звучание гласных и согласных звуков зависит в основном от того, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба, а также от работы гортани.

При образовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.

По участию в артикуляции мягкого нёба звуки делятся на носовые и ротовые. При образовании носовых звуков (м, н) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо приподнято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость.

По работе голосовых связок звуки делятся на гласные, сонорные (звучные), звонкие и глухие согласные. При образовании гласных, сонорных согласных (л, м, н, р, j) и звонких согласных (в, з, ж, б, д, г) голосовые связки со­мкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

При образовании глухих согласных (ф, с, ш, п, т, к, х, ц, ч, щ) голосовые связки раскрыты, не вибрируют и голос не образуется.

Все согласные звуки делятся еще на две группы: по месту образования (т. е. какой подвижный орган — язык или губы — образуют преграду для выходящей струи воздуха) и по способу образования (т. е. в форме чего — смычки, щели и т. п. — образуется преграда).

По месту образования преграды согласные звуки делятся на следующие подгруппы:

Губно-губные (п, б, м); преграда образуется нижней и верхней губой.

Губно-зубные (ф, в); преграда образуется нижней губой и верхними зубами.

Переднеязычные (с, з, ц, т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ); преграда образуется передней частью спинки языка.

Среднеязычные (j— йот); преграда образуется средней частью спинки языка.

Заднеязычные (к, г, х); преграда образуется задней частью спинки языка.

По способу образования, т. е. по характеру преграды, согласные звуки делятся на следующие, подгруппы.

Щелевые (фрикативные);органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха:

ф, в— нижняя губа образует щель с верхними зубами;

с, з — передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку нёба;

ш, ж, щ — поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами; а щель образуется перед­ней частью спинки языка с альвеолами или твердым небом);

х — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

j— средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.

Смычно-взрывные (органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей):

п, б — смычку образуют губы;

т, д — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;

к, г — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба.

Смычно-щелевые, аффрикаты (органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно):

ц — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;

ч — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (бывает и при нижнем положении кончика языка правильное звучание).

Смычно-проходные (органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается проход в другом месте):

м — смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

к — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

л — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой.

Дрожащие (вибранты):

р — кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

При классификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию — подъем средней части языка к нёбу. Если к основной артику­ляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например л и л': пыл- пыль; лук —люк и т. д. Но есть и непарные звуки: только твердые — ш, ж, ц; только мягкие — ч, щ.

Страницы: 1 2


Изменения в когнитивной организации
Многие из основных убеждений, которые мы обнаруживаем при расстройствах Оси II, становятся очевидными, когда у пациента развивается генерализованное тревожное расстройство или большое депрессивное расстройство. Например, некоторые из более частных условных убеждений станут расширенными и будут включать намного более широкий спектр ситуа ...

Эмпирическое исследование гендерных различий тревожности в подростковом возрасте. Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе Тарской гимназии № 1 в г. Таре была проведена диагностика тревожности среди учеников 9 класса, в возрасте 14-15 лет. Всего в исследовании приняли участие 13 человек из них 9 девочек и 4 мальчика. Целью исследования является выявление гендерных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в п ...

Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ...