Информация » Исследования межличностных супружеских отношений » Некоторые методики психодиагностики межличностных супружеских отношений.

Некоторые методики психодиагностики межличностных супружеских отношений.
Страница 2

В целом благополучная супружеская пара, по мнению авторов Программы, характеризуется: сходством семейных ценностей, высокой ролевой адекватностью, низкой конфликтностью в разных сферах жизни, высоким уважением и эмоциональным приятием друг друга. Предложенная Программа может быть использована для решения ряда практических задач (8,с.116), в том числе при консультировании молодоженов, обратившихся за прогнозом своего брака. Данная форма введена в 1982г.

В отечественной социологии и социальной психологии достаточно доказанным является тезис о том, что основным фактором, скрепляющим супружеские союзы, являются эмоциональные узы - любовь, эмоциональная привязанность. Брак, супружеские отношения относятся к наиболее важным для человека, наиболее интимно-личностно значимым отношениям. Предлагаемый авторским коллективом «Опросник удовлетворенности браком» (42) «может быть использован везде, где необходима экспресс-диагностика удовлетворенности браком: при психопрофилактических обследованиях, при работе с разводящимися в ЗАГСах и народных судах, в психологических консультациях, ведущих консультативную и коррекционную работу, для измерения эффективности консультирования и психотерапии, в исследовательских целях» (42,с.57-58). Заполнение опросника из 24 пунктов с вариантами ответов занимает не более 10 мин, вопросы не касаются излишне интимных фактов и подробностей. Однако, как предупреждают авторы, необходимо помнить, что сообщенные в статье средние значения и дисперсии не могут послужить основанием для расчета полноценных статистических норм, а имеют лишь ориентировочное значение и лишь применительно к жителям крупных городов, подобных Москве. Клиническое использование опросника в целях индивидуальной психодиагностики требует построения стандартизационных таблиц, учитывающих демографические различия, прежде всего географические, возрастные, национальные, образовательные, половые.

В 60-е годы специалисты пришли к пониманию семьи как системы, где поведение одного из ее членов невозможно объяснить без учета всех семейных отношений в целом. Поэтому семья стала удобной моделью исследования коммуникации - социального взаимодействия - в малых группах. Процесс коммуникации является связующим звеном всей системы внутрисемейных отношений и взаимодействий. Как известно, совместная жизнь требует от супругов взаимной координации взглядов, оценок, принятия решений, умения чувствовать и понимать партнера, умения и готовности изменить свою стратегию поведения с учетом действий супруга для достижения единой цели.

«Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде» (4) - описание новой методической процедуры для оценки взаимодействия двух партнеров на примере решения супругами совместной задачи: построение фигуры из спичек в условиях ограничения каналов взаимодействия до вербальной коммуникации. Как утверждает автор новой методики Л.Л.Баз, это позволит: 1) наблюдать процесс обсуждения партнерами решения задачи (по высказываниям), 2) оценить эффективность коммуникации (по качеству выполнения задачи и особенностям хода ее решения). Предлагается система оценки взаимодействия по пяти параметрам: аффекту, конфликту, доминантности, продуктивности, ясности коммуникации. Даны оценки надежности и валидности» (4.с.109).

Широкое распространение получили эксперименты, позволяющие выполнять более структурированные задания. Например, при исследовании супружеской коммуникации используется стандартный стимульный материал личностных методик: тест Роршаха [24,25], ТАТ [32], тест Векслера [15]. Отечественные исследователи использовали тест «Совместный Роршах» [1,7,8]. Применялась также модификация методики Р.Блакара [16,16], предложенная Р.Ш.Магасумовым [2,10]. Каждый испытуемый получает план-карту города. На карте одного из супругов проложен маршрут. Его задача вербально руководить действиями своего партнера, находящегося за непрозрачным экраном, так, чтобы он успешно прошел весь маршрут по своей карте.

При подсчете и анализе получаемых данных одной из сложных проблем является выделение основных категорий. Они варьируют в зависимости от теоретических концепций, в рамках которых работает психолог, и от особенностей исследуемых групп. Несмотря на большое разнообразие категорий, теоретики, работающие в области исследования коммуникаций, сводят их к пяти основным: конфликту, доминантности, аффекту, ясности коммуникации, эффективности (продуктивности) коммуникации.

Методика может быть использована в рамках семейного консультирования, а также в любых случаях, требующих исследования особенностей коммуникации двух партнеров.

Е.Т.Соколова (26) предлагает подробно познакомиться с модификацией теста Роршаха, сочетающей в себе возможности традиционной версии - направленность на выявление интрапсихического содержания личности - с перспективой исследования структуры и динамики межличностного взаимодействия в семье. Диагностика коммуникативных процессов модифицированным тестом Роршаха стала возможной благодаря введению в процедуру тестирования методического приема, известного под названием гомеостата: участникам эксперимента предлагается достичь согласия по поводу одной или нескольких таблиц. Тест Роршаха отличается тем, что все «решения» партнеров равноправны и, следовательно, расхождение точек зрения почти неизбежно. СТР (совместный тест Роршаха) сделает очевидны неосознаваемый индивидуально-стилистический (личностный) аспект коммуникации, а именно то, каким образом участники сумеют прийти к совместному решению, какие стратегии взаимодействия изберут, какие чувства испытают.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие тренингов
Чтобы начать разговор о тренингах и их практическом смысле в жизни менеджеров, да и людей вообще, дадим непосредственно определение этого понятия. Итак, тренинг - это систематическая тренировка или совершенствование определённых данных, навыков и поведения каждого члена тренинга в группе. Тренинги бывают разного вида в зависимости от то ...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Современные представления об этиологии, патогенезе, критериях диагноза и подходах к терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности подчеркивают необходимость четкого соблюдения критериев диагноза синдрома и взвешенного подхода к медикаментозной терапии. В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных ...

Тест тревожности Ф.Амен, Р.Тэммл, Д.Доркм
Методика направлена на выявление степени тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций, дает косвенную информацию о характере его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. По результатам этого теста, мы видим, что уровень тревожности в группе легкобольных детей определяется ...