Информация » Исследования межличностных супружеских отношений » Некоторые методики психодиагностики межличностных супружеских отношений.

Некоторые методики психодиагностики межличностных супружеских отношений.
Страница 3

Наибольшую популярность СТР завоевал в семейной диагностике, где применяются различные его варианты: «супружеский», «детско-родительский», «семейный». С помощью СТР можно прогнозировать степень совместимости, исследовать нарушения общения, в сфере супружеских отношений выявить «расколотый» брак, «эмоциональный развод», в сфере родительских установок - скрытое или явное отвержение своего ребенка, незрелость родительской позиции, деспотизм и эгоцентризм и др. Обзор литературы показывает, что СТР имеет немалые перспективы в диагностике нарушений внутрисемейных отношений. Для консультативной и коррекционной практики он представляет интерес как экспресс-метод, применение которого возможно на всех этапах коррекционного процесса, для оценки его динамики и эффективности в том числе. Апробация СТР в практической работе в Центре психологической помощи семье при АПН СССР доказывает продуктивность применения методики для выяснения искаженных родительско-детских установок. В различных вариациях гомеостатический метод оказался адекватен для исследования разнообразнейших ситуаций взаимодействия, кроме супружеских пар, в других малых группах: летных экипажах, спортивных командах, группах учащихся и т.д. (26,с.146, 149-150).

Наиболее оптимальный путь стабилизации семьи связан с организацией системы психологического консультирования пар как в момент их образования, так и в процессе их нормального или конфликтного функционирования. Разработанная методика «межличностного семейного конфликта» (МСК) (13), дает возможность выявить специфику супружеских затруднений, что позволяет определить стратегию и тактику консультирования супружеской пары, а также решить вопрос о необходимости коррекции отношений в данной брачной диаде или о расторжении брака.

Методика МСК представляет собой набор 5-балльных шкал, составляющих опросник из 168 пунктов. Их содержание интегрировано в следующих сферах жизнедеятельности семьи: семейная роль, потребность в общении, познавательные потребности, потребность в защите «Я-концепции», культура общения, взаимная информированность, уровень моральной мотивации, проведение досуга, частота конфликтов и способы их разрешения, субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком.

Супруги независимо друг от друга отвечают на вопросы анкеты. На основании полученных результатов определяется, к какой из выделенных трех групп семей (нестабильные, проблемные, стабильные) относится данная пара. Полученное с помощью методики МСК описание особенностей потребностных сфер супругов, степени удовлетворения ими в браке своих ведущих потребностей, основных конфликтогенных зон, частоты конфликтов и способов их разрешения дает возможности для индивидуальной работы как с каждым из супругов в отдельности, так и с парой.

Социальные контакты, как известно, имеют множество форм и имеют, как минимум, три уровня - социальное поведение, социальное взаимодействие, социальные взаимоотношения. На третьем уровне возникает ряд качественно новых явлений, одним из которых является интимность. Берман и Лиф (14) интерпретируют интимность как один из трех основных параметров брака и семьи (два других - граница и власть) (14,с.154). Несмотря на концептуальное многообразие в трактовке понятия интимности, конкретных методик для ее измерения довольно мало. Холт (1977) предложил шкалу развития интимности, состоящую из 66 утверждений, включая подшкалы интеллектуальной, физической и эмоциональной интимности. Шкала социальной интимности Миллера (1982) содержит 17 вопросов о взаимоотношениях с близким человеком. Две шкалы, которые используют более часто - это Опросник интимности Уоринга и шкала оценивания интимности во взаимоотношениях Шэфера и Олсона. Опросник Уоринга (1983) состоит из 90 утверждений, на которые можно ответить «да»/»нет». Шкала содержит 8 подшкал (решение конфликтов, эмоциональная близость, сплоченность, сексуальность, идентичность, совместимость, автономия и экспрессивность) и шкала социальной желаемости.

Один из самых популярных инструментов для описания семейной среды, считают авторы (14), - это шкала семейной среды. Шкала состоит из десяти подшкал, которые измеряют три области семейной жизни: параметры отношений, параметры личного развития и параметры стабильности системы: организованности (важность четкой организации и структуры в семейной жизни и распределение обязанностей) и контроля (в какой мере семейная жизнь определена правилами) (14,с.160-162).

Для изучения взаимосвязей интимности с разными аспектами семейной жизни была составлена анкета, включавшая в себя шалу PAIR Шэфера и Олсона (описание этой шкалы приводится), 45 из 90 утверждений опросника FES - R Мууза. Но, к сожалению для нас, анкета была составлена на эстонском языке. Исследование проводилось в Тарту и в близлежащих поселках. Описание эмпирического исследования, результаты и таблицы прилагаются (14).

Страницы: 1 2 3 4


Обучение запоминанию в дошкольном детстве
При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи др ...

Идеи П.Я. Гальперина, использованные для разработки программы тренинга
В программе данного тренинга использованы многие приёмы и методы, которые увеличивают эффективность обучения, в том числе задействованы элементы теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и понятий (см. Приложение 1 примечания к программе занятий). В полном варианте применение этой теории в рамках данного трени ...

Понятие клиент - центрированного подхода
В. Кюппер постулирует необходимость индивидуального подхода клиенту , продавец должен подстраивать своё поведение к клиенту [с.8, 41], т.к «стандартное и одинаковое отношение ко всем клиентам не позволяет добиться положительных результатов».В. Кюппер [c.6, 41] подчёркивает необходимость учёта, распознания потребностей клиента, умения вы ...