ВведениеСтраница 1
Актуальность.
Проблема психологического портрета личности по невербальным особенностям речи относится к важным проблемам психологии. Являясь одним из важнейших средств выражения, речь обладает значительным психодиагностическим потенциалом. По речи человека можно многое узнать о нем. Научные исследования в области распознавания индивидуальных особенностей человека по речи стремится найти ее устойчивые характеристики. При этом возможны два пути: исследовать формально-динамические характеристики речи (темп, особенности коммуникации, модуляции голоса, громкость и т. п.) и содержательные характеристики.
Проблема общения, познания людьми друг друга занимает особое место в системе подготовки профессиональных психологов, практических работников. Общение является особым видом психологической деятельности, одной из целей которой является восприятие, понимание, интерпретация поведения личности и её внутреннего мира. Психологии познания людьми друг друга отводится центральное место в системе проблем общей и социальной психологии.
Среди широкого круга вопросов, относящихся к проблеме психологического портрета личности по невербальным особенностям речи, особый интерес представляют тематики, связанные с исследованием невербального поведения личности, его восприятия, опознания, интерпретации. Помимо общепсихологического интереса, подобные исследования имеют важные прикладные, практические применения, прежде всего в системе автоматического распознавания и синтеза речи, при проведении судебно-криминалистических экспертиз, при формировании имиджа в желательном направлении, при диагностике различных речевых и психических патологий, в сфере искусства, например в сценической деятельности.
Невербальное поведение играет значительную роль в процессе взаимодействия людей. Поэтому в настоящее время так актуальна проблема изучения особенностей невербальной коммуникации человека.
Разработанность.
В отечественной психологии изучению невербальных особенностей речи посвящено довольно много исследований (Ильин Е.П., Лабунская В.А., Панасюк А.Ю., Горелов И.Н., Бажин Е.Ф., Манеров В.Х., Носенко Э.Л.) Также проблемой невербального поведения занимались зарубежные психологи собравшие большой экспериментальный материал давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений (К. Изард, П.Экман, У.Фризен, А.Пиз, Д.Фаст, Э.Холл и др.)
К характеристикам, по которым судят об изменении речи, относят интонационное оформление, четкость дикции, логическое ударение, чистота звучания голоса, лексическое богатство, свободное и точное выражение мыслей и эмоций.
Изучению отражения эмоционального состояния в интонации были посвящены работы Витта, Галунова, Манерова, Попова; в интенсивности и частоте основного тона голоса – Носенко; в темпе артикулирования и паузации – Витт, Носенко.
Н.П.Фетискин выявил признаки неэкспрессивной монотонной речи. К ней относится безразличное изложение материала, автономность его изложения, редкое использование вопросительной интонации, лирических ударений, ускорения и замедления речи.
Исследователи У.Хеллс, Л.Е.Аболин, А.Е.Ольшанникова занимались изучением экспрессивных каналов эмоций.
П.Экман, У.Фризен разработали концепцию «невербальной утечки информации. Ими были проранжированы части тела в отношении их способности передачи информации об эмоциях человека.
Сегодня психологическая наука отмечает наличие значительных индивидуальных различий в точности, успешности опознания невербального поведения, что требует как теоретически, так и экспериментальных прикладных исследований. В настоящее время идея о некоторой автономии невербального поведения находит подтверждение в работах современных психологов, в которых они наделяются, кроме функций дополнения и замещения речевого высказывания такими функциями, как регуляция межличностных отношений, репрезентация эмоциональных состояний и т.д.
Факторы родительского воспитания
Факторы родительского воспитания –
параметры родительского поведения и общения с детьми, ответственные за формирование у них определенных личностных черт. Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой – объективное оценочное ...
Принципы построения
психологического тренинга
Психологический тренинг строится в соответствии с определенными принципами. С.И. Макшанов разделяет принципы тренинга на несколько групп [с.46, 24]:
организационные принципы (принцип комплектования группы тренинга, принцип физической закрытости);
принцип пространственно-временной организации тренинга принципы создания среды тренинга(п ...
Методические рекомендации воспитателям по эффективному воспитанию
эмоциональной отзывчивости у детей трех лет
Эмоциональное развитие детей раннего возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. (Л.С. Выготский).
Эмоции в жизни ребенка:
· выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют осуществлению какой ...