Введение
Страница 1

Актуальность.

Проблема психологического портрета личности по невербальным особенностям речи относится к важным проблемам психологии. Являясь одним из важнейших средств выражения, речь обладает значительным психодиагностическим потенциалом. По речи человека можно многое узнать о нем. Научные исследования в области распознавания индивидуальных особенностей человека по речи стремится найти ее устойчивые характеристики. При этом возможны два пути: исследовать формально-динамические характеристики речи (темп, особенности коммуникации, модуляции голоса, громкость и т. п.) и содержательные характеристики.

Проблема общения, познания людьми друг друга занимает особое место в системе подготовки профессиональных психологов, практических работников. Общение является особым видом психологической деятельности, одной из целей которой является восприятие, понимание, интерпретация поведения личности и её внутреннего мира. Психологии познания людьми друг друга отводится центральное место в системе проблем общей и социальной психологии.

Среди широкого круга вопросов, относящихся к проблеме психологического портрета личности по невербальным особенностям речи, особый интерес представляют тематики, связанные с исследованием невербального поведения личности, его восприятия, опознания, интерпретации. Помимо общепсихологического интереса, подобные исследования имеют важные прикладные, практические применения, прежде всего в системе автоматического распознавания и синтеза речи, при проведении судебно-криминалистических экспертиз, при формировании имиджа в желательном направлении, при диагностике различных речевых и психических патологий, в сфере искусства, например в сценической деятельности.

Невербальное поведение играет значительную роль в процессе взаимодействия людей. Поэтому в настоящее время так актуальна проблема изучения особенностей невербальной коммуникации человека.

Разработанность.

В отечественной психологии изучению невербальных особенностей речи посвящено довольно много исследований (Ильин Е.П., Лабунская В.А., Панасюк А.Ю., Горелов И.Н., Бажин Е.Ф., Манеров В.Х., Носенко Э.Л.) Также проблемой невербального поведения занимались зарубежные психологи собравшие большой экспериментальный материал давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений (К. Изард, П.Экман, У.Фризен, А.Пиз, Д.Фаст, Э.Холл и др.)

К характеристикам, по которым судят об изменении речи, относят интонационное оформление, четкость дикции, логическое ударение, чистота звучания голоса, лексическое богатство, свободное и точное выражение мыслей и эмоций.

Изучению отражения эмоционального состояния в интонации были посвящены работы Витта, Галунова, Манерова, Попова; в интенсивности и частоте основного тона голоса – Носенко; в темпе артикулирования и паузации – Витт, Носенко.

Н.П.Фетискин выявил признаки неэкспрессивной монотонной речи. К ней относится безразличное изложение материала, автономность его изложения, редкое использование вопросительной интонации, лирических ударений, ускорения и замедления речи.

Исследователи У.Хеллс, Л.Е.Аболин, А.Е.Ольшанникова занимались изучением экспрессивных каналов эмоций.

П.Экман, У.Фризен разработали концепцию «невербальной утечки информации. Ими были проранжированы части тела в отношении их способности передачи информации об эмоциях человека.

Сегодня психологическая наука отмечает наличие значительных индивидуальных различий в точности, успешности опознания невербального поведения, что требует как теоретически, так и экспериментальных прикладных исследований. В настоящее время идея о некоторой автономии невербального поведения находит подтверждение в работах современных психологов, в которых они наделяются, кроме функций дополнения и замещения речевого высказывания такими функциями, как регуляция межличностных отношений, репрезентация эмоциональных состояний и т.д.

Страницы: 1 2 3


О роле директора и его основные функции
"Директор находится на сцене, говорит, действует, но его как будто бы нет" [2], – а за всем этим, как правило, стоит трудоемкая работа и высокий профессионализм, личностные качества директора, которые позволяют провести психодраматическую сессию на высшем пилотаже, когда психодраматист показывает настоящий класс и проводит про ...

Намерение – проанализированная мысль
Мы должны раскрыть действительность и только в этом – ключ к нашей хорошей жизни. И это означает не только благополучную жизнь в течение тех семидесяти лет, которые мы пребываем в этом мире, но иное восприятие жизни как неограниченного, духовного существования. Необходимо понять, что желание насладиться я вынужден использовать. Его мо ...

Задача
У человека близорукость (М) доминирует над нормальным зрением (m), а карие глаза (В) над голубыми (b): а) единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определите генотипы всех трех членов этой семьи. ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]