Анализ эффективности песочной терапии в коррекции межличностных отношений
умственно отсталых школьниковСтраница 2
Социометрический анализ показал, что в группе испытуемых 1 класса «лидеров» - 3 человека (1, 6 и 9), «предпочитаемые» - 5 человек (2, 3, 4, 7 и 10 члены группы).
Мы получили высокий уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе количество детей имеющих неблагоприятный 3 и 4 статус меньше количества детей имеющих благоприятный 1 и 2 статус и можем утверждать наличие некоторого равновесия в групповых отношениях школьников с нарушениями интеллекта.
Коэффициент взаимности (KB) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. KB равен 30% из чего следует, что данная группа относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень). Все эти показатели свидетельствует о зарождении сплоченности группы. В группе существует несколько лидеров, и все взаимоотношения основаны именно на них, причем существуют достаточно тесные связи между членами группы всех статусных образований.
Индекс изолированности (ИИ) - менее 10 процентов, т.е. данную группу можно считать благополучной еще по тому, что статусную категорию «не принятые» не имеет ни один из испытуемых.
Преобладающими мотивами остаются 1,14 («Потому, что он веселый и с ним можно общаться, Потому, что мне нужен такой друг /подруга/»).
Всеми участниками опроса, и теми, которые не получили выборов, и теми, которые получили большее количество выборов предпочтение было отдано 1,2, 8 мотивам. Практически не была замечена какая - либо дифференциация выбора мотивов в зависимости от половой принадлежности опрошенных, т.е. мотивы мальчиков и девочек практически ничем не отличаются. В результате можно сделать следующие выводы - в основе мотива выбора в основном находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком.
При исследовании половой дифференциации межличностных отношений школьников данной группы заметили тенденции достаточно благоприятного положения, как в группе девочек, так и в группе мальчиков.
Среди мальчиков наблюдается довольно тесные взаимосвязи, 2 и 3 статусных группы в 1 классе - это 1 и 2; 5 и 1; 6 и 4 члены группы. Отметим также, что при первичном проведении социометрии члены группы 1 и 2, 5 и 1 уже существовали. В «группе» девочек, было обнаружено возникновение 2-х «группировок», которые отсутствовали при первом социометрическом исследовании. Одна из них представлена членами 6 и 4, другая – 9 и 10, причем обе группировки можно считать «тесными».
Таким образом, в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Высокий уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Коэффициент удовлетворенности своими взаимоотношениями довольно высокий. Индекс изолированности 9%, данную группу можно считать благополучной. В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.
В дальнейшей работе психолог и педагог не должны оставлять без внимания непопулярных детей. Необходимо выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.
Основные клинические стратегии
Одной из первых стратегий при работе с шизотипическими пациентами является установление нормальных психотерапевтических отношений. Так как эти пациенты, вероятно, будут иметь множество дисфункциональных убеждений, связанных с людьми, нельзя недооценивать важность психотерапевтических отношений. Их установление является первым шагом к ум ...
Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей как психо-социо-педагогический
феномен
И в жизни человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции – своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций ребенок воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает.
Одной из характери ...
Функционирование и происхождение эмоции
В психологии различают элементарные эмоции и высшие чувства, причем первые считаются в основном врожденными, а вторые – приобретенными в результате научения. Анатомо-физиологической основой низших или простейших эмоций являются лимбические структуры ц. н. с., а также процессы, происходящие в таламусе и гипоталмусе. Нервным субстратом в ...