Информация » Влияние эмоциональных особенностей родителей на развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста » Практическая работа по исследованию влияния тревожности родителей на формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников. Программа исследования

Практическая работа по исследованию влияния тревожности родителей на формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников. Программа исследования
Страница 2

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выделены следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки нормально развивающихся детей:

1) 4 уровень успешности – 32 балла и более (80-100 %% ОУ);

2) 3 уровень успешности – 31,5-26 баллов (79,5-65 %% ОУ);

3) 2 уровень успешности – 25,5-20 баллов (64,9-50 %% ОУ);

4) 1 уровень успешности – 19,5 и менее баллов (49,9 % и ниже).

Для определения уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в исследовании, мы использовали методику “Краткий тест творческого мышления”, автором которой является П. Торренс, и которая была адаптирована в нашей стране Е.Е. Туник.

2.Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма [22].

Данный тест ориентирован на исследование развития одаренности детей в возрасте от детского сада до окончания школы. Целью является выявление таких свойств креативности, как беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей.

Нами был использован субтест “Нарисуй картинку” – оригинальный тест на использование определенного элемента в качестве отправной точки для создания картинки, причем этот элемент представляет собой кривую или ломаную линию. Художественный уровень рисунков не оценивается, самое важное – идеи.

Испытуемые – дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Количество заданий – 10.

Инструкция: “На этих страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой придумать не сможет. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой”.

Если дети волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, их следует успокоить, сказав следующее: “Я заметила, что вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее”.

Средние значения показателей у детей старшего дошкольного возраста.

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

9,0 (1,2)

7,5 (1,7)

10,3 (2,9)

22,4 (8,8)

Для оценивания уровня тревожности родителей, а также дифференциации тревожности на реактивную и личностную в целях более тонкого анализа ее влияния на развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, мы использовали методику “Шкала самооценки”, автором которой является Спилбергер Ч.Д., и которая была адаптирована в нашей стране Ханиным Ю.Л.

3. Диагностика психических состояний и свойств личности. Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) [31].

“Шкала самооценки” из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ) и личностную (ЛТ) тревожность.

Цель – измерение уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Испытуемые – родители детей. для работы родителям предлагаются два бланка, где проставляются необходимые сведения об испытуемом и содержится инструкция, а также список утверждений.

Показатели РТ (реактивной тревожности) и ЛТ (личностной тревожности) подсчитываются по следующим формулам.

РТ=S1+S2+35, где S1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; S2 – сумма остальных зачеркнутых цифр.

Страницы: 1 2 3


Взаимосвязь личностных и речевых изменений в процессе восстановления нарушенного речевого общения (на примере семейной групповой логопсихотерапии)
В отечественной психологии категории «общение», «речь», «личность» рассматриваются во взаимодетерминации: на протяжении всей жизнедеятельности человека общение является одним из ведущих факторов развития личности; в свою очередь личность, являясь источником общения, вносит в него субъективные и объективные изменения, направляя и изменяя ...

Задача
У человека близорукость (М) доминирует над нормальным зрением (m), а карие глаза (В) над голубыми (b): а) единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определите генотипы всех трех членов этой семьи. ...

Методология экспериментальной психологии
Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Кроме того, термин "наука" относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний д ...