Введение
Страница 1

Подростковый возраст уже несколько десятков лет привлекает пристальное внимание психологов. У истоков многообразных теорий, рассматривающих подростковый возраст, стояли такие зарубежные и отечественные ученые, как И.С. Кон, Ж. Пиаже, Ф. Райс, Д.И. Фельдштейн, З. Фрейд, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.С. Лисецкий, А.Е. Личко, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова и многие другие. К настоящему времени исследователями получен большой теоретический и эмпирический материал об особенностях подростков, о специфике их идеалов, интересов, нравственных представлений, мотивов деятельности и по многим другим вопросам, что создало необходимую базу для многопланового изучения этого важнейшего этапа психического развития на новом научном уровне.

Однако, на наш взгляд, все же проблема поиска эффективности программ социально-психологического тренинга в работе с неуверенными подростками является актуальной.

Поскольку в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками, для подростка все, что связано с межличностными отношениями в группе является максимально значимым и эмоционально нагруженным. Поэтому несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков, способствует дезадаптированности подростка в социальной сфере и может потенцировать формирование отклоняющихся форм поведения, таких как изоляция, аддикция. Эта проблема способствует фрустрации и депрессивным состояниям, формированию неврозов и многим другим негативным факторам развития личности у подростков.

Поэтому в своей работе мы определили проблемой рассмотрения влияния эффективности социально-психологического тренинга, направленного на формирование и развитие ассертивного поведения у подростков.

Таким образом, тему нашего исследования мы определили как «Социально-психологический тренинг ассертивности в работе психолога с подростками».

Объект: психологические особенности поведения подростков в группе сверстников.

Предмет: роль социально-психологического тренинга в формировании ассертивного поведения подростков.

Целью данной работы является изучение возможностей (эффективности) социально-психологического тренинга в развитии ассертивности у подростков.

Задачи:

1) провести анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме;

2) рассмотреть подходы к исследованию ассертивного (уверенного) поведения;

3) провести экспериментальное исследование особенностей ассертивного поведения и уровня тревожности;

4) составить и провести коррекционную программу (социально –психологического тренинга) на повышение уровня ассертивности у подростков и снижение личностной тревожности;

5) провести оценку эффективности программы социально-психологического тренинга ассертивности у подростков.

Гипотеза:

1) Существует взаимосвязь между уровнем личностной тревожности и ассертивным поведением подростков. В частности, личностная тревожность является с одной стороны показателем низкой ассертивности подростков, с другой – ее детерменантой.

2) Социально-психологический тренинг, направленный на развитие у подростков коммуникативных навыков и коррекцию межличностных отношений в группе сверстников способствует повышению уровня ассертивности подростков, повышению их социальной адаптации, а индикатором позитивных изменений является снижение уровня личностной тревожности.

Страницы: 1 2


От восприятия к поведению
Одним из основных компонентов организации личности являются последовательности различных видов схем, которые действуют аналогично сборочной линии. Для простоты изложения эти структуры могут рассматриваться как действующие в логической линейной прогрессии. Например, воздействие опасного стимула активизирует соответствующую «схему опаснос ...

Отличия в психологии мужчины и женщины
Более развиты: У мужчин У женщин логика интуиция обобщение анализ восприятие в целом внимание к деталям склонность к абстракциям конкретика романтизм практицизм ориентация в пространстве и времени ловкость и чуткость рук техническая направленность гуманитарная направленность ...

Исследование личностной и ситуативной тревожности (опросник Ч.Д. Спилбергера)
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности- естественное и обязательное особенность активной. Деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности- это так называемая полез ...