Технологии психологической защиты. Основные методыСтраница 1
На основе личного опыта автора: часто бывают такие ситуации, когда клиент или коллега пытается умышленно вывести вас из себя. Например, у него плохое настроение, проблемы или вы ему просто не нравитесь. В общем, так бывает, что знакомый или незнакомый человек начинает очень грубо высказываться в ваш адрес, или каким либо другим способом показывает вам свое пренебрежение. Порой это специально делается в присутствии клиентов или сотрудников, чтобы унизить вас посильнее. Элементарное хамство не так безобидно, каким кажется. Это не просто испорченное настроение или уязвленное самолюбие. Часто такие люди интуитивно знают, как побольнее ударить человека в незащищенное место, причинив ему страдания, которые не утихают годами. В ход идет все - и ироническая улыбка в нужный момент, и базарный окрик. В таких случаях нужно постараться сохранить самообладание. Самообладание - это способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу, способность владеть собой, сохранять выдержку и хладнокровие в любой сложной, щекотливой, опасной и непривычной ситуации. Проявляется в том, что внешне человек не выдает испуга или растерянности, его голос сохраняет прежнюю окраску. Человек спокоен, серьезен, сосредоточен, иногда даже выказывает легкость и непринужденность, расслабленность и комфортность. Самообладание помогает в конфликтных ситуациях сохранить чувство достоинства, в опасных - спасти не только себя, но и других людей, с честью выйти из пикантного положения. Самообладание можно развивать в себе сознательно, учась более стойко воспринимать неприятные и болевые ощущения, проблемы, страдания и переживания, различные сильные и длительные ограничения в физическом, психологическом, нравственном плане. Умение проявить выдержку, самообладание вовсе непросто. Но крайне важно. Здесь помогут упражнения по релаксации. Рассмотрим несколько способов достижения этого состояния.
Метод 1 - Отстранение.
При беседе с людьми, которые могут оказывать на вас негативное влияние, первым делом мысленно отделите их экраном из плотного стекла, визуализируйте этот экран до ощущения полной реальности. Вы видите и слышите собеседника, но его злоба и ненависть не проходит к вам. Создайте между вами экран. Вообразите непробиваемую стену. Из чего вы ее соорудите - дело вашего воображения. Из бронированного стекла, просто плотного воздуха, магнитного поля. И вы вдруг увидите, как ваши "благожелатели" станут вам абсолютно безразличны. В этом случае перемена бывает разительна. Они вдруг становятся вежливыми и спокойными. Даже доброжелательными. Чаще всего у них возникает неподвластное им чувство уважения к человеку, которого они не могут "пробить". По отношению к человеку, который выводит вас из душевного равновесия, но не присутствует рядом с вами, используется психотехника мысленного отделения от него стеной со следующей словесной формулировкой: "Ты просто не существуешь. Я не могу ни видеть, ни слышать тебя, тебя вообще нет".
Метод 2 - Разглядывание.
Негативная информация больше всего воздействует на слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать внимание не на слуховых ощущениях, а на зрительно воспринимаемых объектах. Оппонент, раздражающий вас, продолжает говорить что-то, а вы, чтобы отгородиться от действия его речи, постарайтесь увидеть его лицо - как можно отчетливее, во всех деталях, как если бы вы собирались затем по памяти нарисовать его портрет. Смотреть следует, молча, очень внимательно, именно рассматривать. Во время этой умышленной паузы постарайтесь увидеть как можно больше деталей обстановки рядом с разгоряченным собеседником. Кто бы ни был противником - ваше внезапное, неожиданное молчание непременно вызовет ослабление его напора.
Исследование личностной и ситуативной тревожности
(опросник Ч.Д. Спилбергера)
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности- естественное и обязательное особенность активной. Деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности- это так называемая полез ...
Шеринг
Шеринг является последней стадией психодраматического группового процесса, во время которого всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом протагониста. Очень важно, чтобы в процессе шеринга участники не "ин ...
Понятие тренингов
Чтобы начать разговор о тренингах и их практическом смысле в жизни менеджеров, да и людей вообще, дадим непосредственно определение этого понятия. Итак, тренинг - это систематическая тренировка или совершенствование определённых данных, навыков и поведения каждого члена тренинга в группе. Тренинги бывают разного вида в зависимости от то ...