Информация » Социально-психологическая адаптация младших подростков » Анализ результатов экспериментального исследования

Анализ результатов экспериментального исследования
Страница 1

На первом этапе исследования мы провели диагностику адаптации, тревожности и школьной мотивации пятиклассников в начале учебного года.

В диаграмме на рисунке 1 мы видим, что большинство пятиклассников (60%) испытывают беспокойство, находясь в школе. Радость испытывают 36% детей. Треть учащихся испытывают сомнение (32%) и тревогу за будущее (32%).

Спокойствие в школе испытывают лишь 30% пятиклассников, уверены в себе только 28%. Неудовлетворенность собой характерна для 28% детей. Желание приходить в школу отмечает одна треть школьников (20%). Страх, вызванный посещением школы, присутствует у 20%, а скука – у 16% учащихся.

Чувство благодарности присутствует у четверых детей (16%). Симпатию к учителям испытывают только три человека (12 %). Два человека испытывают раздражение (8%), и столько же – обиду (8%).

Рис.1. Адаптация в начале учебного года. Методика «Чувства в школе».

Таким образом, в начале учебного года у пятиклассников отмечается преобладание отрицательных чувств. Для большинства учащихся характерно беспокойство, что говорит о низком уровне школьной адаптации.

Далее мы исследовали степень проявления школьной тревожности по методике Филипса. На рисунке 2 показано соотношение видов школьной тревожности у пятиклассников.

Рис.2. Тревожность в начале учебного года. Методика Филипса

Мы видим, что у большинства пятиклассников отмечается общая тревожность в школе (76%). Это общее эмоциональное состояние, связанное с различными формами их включения в жизнь школы.

Переживание социального стресса, на фоне которого развиваются социальные контакты, характерно для 68% детей. Более половины учащихся испытывают проблемы в отношениях с учителями (60%), что повышает риск снижения их успешности обучения. Фрустрация потребности в достижении успехов, не позволяющая развивать стремление к достижению высоких результатов характерна для 52%, а страх не соответствовать ожиданиям и тревога по поводу оценок– для 48% пятиклассников.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, снижающая приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера и повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды, характерна для 30% учащихся.

Страх самовыражения и демонстрации своих возможностей присутствует у 28% пятиклассников. Страх проверки знаний беспокоит четверых пятиклассников (16%).

Таким образом, в начале учебного года у пятиклассников присутствует повышенная школьная тревожность.

В результате изучения школьной мотивации по методике Н.Г.Лускановой были получены следующие данные: общий уровень школьной мотивации в классе низкий.

Как показывает диаграмма на рисунке 3, высокий уровень школьной мотивации не выявлен ни у кого из пятиклассников. Хорошая школьная мотивация отмечается только у шестерых учеников (24%).

Рис.3. Мотивация обучения по методике Лускановой.

Двенадцать учащихся (48%) имеют средний уровень школьной мотивации. Школа привлекает их больше внеучебными сторонами. Они достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает дополнительная возможность пообщаться с друзьями.

Страницы: 1 2


Результаты исследования и их обсуждения. Анализ результатов исследования ситуативной и личностной тревожности с помощью методики Ч.Д. Спилбергера
Обсуждение результатов проведенного нами исследования начнем с рассмотрения данных, полученных с помощью методики Ч.Д. Спилбергера. Результаты исследования ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера для наглядности и удобства обсуждения представлены в таблице 3 и на рисунке 1. Таблица 3. Результаты исследования ситуативной ...

Теоретико-методологические подходы к тренингу
Ю.М. Жуков [28, 29] выделяет 2 основных подхода в тренинге : компетенциарный и экспериентальный. Они рассматриваются в качестве различных подходов к обучению в ходе тренинга. Компетенциарный подход рассматривает обучение, фокусированное на компетенциях, а экспериентальный рассматривает обучение как базирующееся на опыте. В первом под ...

Основные характеристики памяти
Память трудно свести к одному понятию. Память это - психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации.[1] - способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.[ ...