Информация » Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей » Возрастные особенности развития трехлетних детей как предпосылки развития у них эмоциональной отзывчивости

Возрастные особенности развития трехлетних детей как предпосылки развития у них эмоциональной отзывчивости
Страница 3

УПРЯМСТВО. Это второй симптом кризиса трех лет, которое следует отличать от настойчивости. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь снова можно наблюдать прямо противоположную картину ситуативности поведения и желаний ребенка.

СТРОПТИВОСТЬ. Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых норм воспитания, против навязывания образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он отказывается чистить зубы, надевать тапочки, садиться на горшок и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

СВОЕВОЛИЕ, СВОЕНРАВИЕ. Оно связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет. Это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

Остальные три симптома кризиса встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя иногда отмечают их наличие у детей.

Первый из них – БУНТ ПРОТИВ ОКРУЖАЮЩИХ. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

Другой симптом – ОБЕСЦЕНИВАНИЕ РЕБЕНКОМ ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. Все эти явления свидетельствуют о том, что, у ребенка изменяется отношение к другим людям и

к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

И наконец, стремление ребенка к ДЕСПОТИЧНОМУ ПОДАВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩИХ. Все взрослые должны удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае их ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и пр. Если рядом находятся другие дети, то вместо деспотизма возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, в агрессивности в требованиях постоянного внимания к себе.

Вместе с тем ряд психологических и педагогических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально.

Кризис трех лет – это важный этап в эмансипации ребенка. Причины кризиса трех лет кроются в столкновении (внутри ребенка) потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу» (Л.И. Божович).

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. К трем годам появляются личные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта – «Я

Страницы: 1 2 3 4 5


Основания для когнитивной психотерапии
Оставшаяся часть этой главы посвящена клиническому применению в когнитивной психотерапии АРЛ модели Бека (Beck, 1967; Beck, Rush, Shaw, & Emery, 1979). В этой модели лечения предполагается, что изменения в эмоциях и поведении могут быть вызваны вовлечением пациентов в процесс оценки и проверки их основных допущений относительно ключ ...

Типичные автоматические мысли при пассивно-агрессивном расстройстве личности
- Как они смеют указывать мне, что делать! - Я буду делать то, что хочу. - Никто не похвалит меня за сделанную работу. - Люди пользуются мной. - Ничто никогда не приносит мне успеха. - Люди должны относиться ко мне с бОльшим уважением. Кроме того, у этих пациентов отмечается допущение, которое типично для людей, которым не хватает ...

Дисгармония семейных отношений и подросток. Психологические деформации семьи и подросток Дисгармония семейных отношений и подросток
Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов [30]. Дисгармония супружески ...