Возрастные особенности развития трехлетних детей как предпосылки
развития у них эмоциональной отзывчивостиСтраница 3
УПРЯМСТВО. Это второй симптом кризиса трех лет, которое следует отличать от настойчивости. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь снова можно наблюдать прямо противоположную картину ситуативности поведения и желаний ребенка.
СТРОПТИВОСТЬ. Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых норм воспитания, против навязывания образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он отказывается чистить зубы, надевать тапочки, садиться на горшок и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
СВОЕВОЛИЕ, СВОЕНРАВИЕ. Оно связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет. Это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
Остальные три симптома кризиса встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя иногда отмечают их наличие у детей.
Первый из них – БУНТ ПРОТИВ ОКРУЖАЮЩИХ. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
Другой симптом – ОБЕСЦЕНИВАНИЕ РЕБЕНКОМ ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. Все эти явления свидетельствуют о том, что, у ребенка изменяется отношение к другим людям и
к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
И наконец, стремление ребенка к ДЕСПОТИЧНОМУ ПОДАВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩИХ. Все взрослые должны удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае их ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и пр. Если рядом находятся другие дети, то вместо деспотизма возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, в агрессивности в требованиях постоянного внимания к себе.
Вместе с тем ряд психологических и педагогических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально.
Кризис трех лет – это важный этап в эмансипации ребенка. Причины кризиса трех лет кроются в столкновении (внутри ребенка) потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу» (Л.И. Божович).
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. К трем годам появляются личные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта – «Я
Теоретические проблемы исследования невербальных особенностей речи человека. Невербальное поведение: структура и функции
Невербальное поведение связано с внутренним миром личности. Функция его не сводится к сопровождению её переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это ещё один из способов диагностики у ...
Периодизация развития в отечественной и зарубежной
психологии
Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С С ...
Нравственно-психологические качества руководителя
Нравственно-психологические качества являются необходимыми любому руководителю как нравственные ориентиры его деятельности. Без них он просто неспособен руководить коллективом.
К сожалению, к такому пониманию мы приходим с немалым запозданием. Нравственная нетребовательность дает дорогу к руководящим должностям людям аморальным, что пр ...