Информация » Влияние информационных технологий на отношение к миру у младших школьников » Практическая часть. Экспериментальное исследование отношения младших школьников к информационным технологиям, и воздействие информационных технологий на детей. Цели эксперимента

Практическая часть. Экспериментальное исследование отношения младших школьников к информационным технологиям, и воздействие информационных технологий на детей. Цели эксперимента
Страница 1

В практической части нашей работы будет описан эксперимент, проведенный нами в начальной школе ОАО «Газпром» и в Православной гимназии города Москвы, целью, которого являлось выявление влияния информационных технологий на отношение к миру детей младшего школьного возраста с различным мировосприятием.

В первой части нашего эксперимента мы опирались на методику исследования, проведенного в ряде зарубежный стран: Америке (Северный Техас), Японии, Мексики. Целью исследования было установить отношение детей младшего школьного возраста к информационным технологиям. Нами был использован опросник из этого проекта и проведено анкетирование, аналогичное зарубежному, с разницей в количестве опрошенных человек. Была осуществлена адаптация анкеты с учетом национальных и культурных особенностей контингента опрошенных школьников в России. Далее был проведен сравнительный анализ данных зарубежных стран и России, по ряду параметров. Проект был разработан Техасским центром образовательных технологий как часть исследовательской инфраструктуры, Техасского Образовательного Агентств для обеспечение более полного и эффективного использования информационных технологий в государственных школах штата Техас. В начале исследования была поставлена цель: обеспечить научно-исследовательское сотрудничество промышленности и системы образования для того, чтобы технологии могли бы быть внедрены в государственные школы.

История проекта

Компьютерные технологии быстрыми темпами вводятся в образовательное информационное пространство по всему миру. В США к концу 1987 года 94,9% всех школ, начальных и средних, использовали компьютеры. Исследование 1990 года показало, что учителя положительно относятся к раннему внедрению компьютеров в школы; в частности, 41 % учителей были за то, чтобы внедрять компьютеры не позднее первого класса.

В Японии небольшом числе городских школ использовались компьютеры на протяжении 80-х годов. В 1990 г. в Министерстве образования была разработана программа массового внедрения микрокомпьютеров в образование к середине 1990-х годов. Это стало стимулом к тому, чтобы выявить как положительные, так и отрицательные стороны в использовании информационных технологий. Эта альтернатива стала причиной возросшей настороженности в отношении потенциальной «темной стороны» информационных технологий, а именно: возможная потеря связи с действительность, уменьшение навыков общения, снижение возможности творческого мышления. Одно исследование, проведенное в Японии, показало различия между теми младшими школьниками, которые пользуются и не пользуются компьютерами, в их отношении к учебе по ряду показателей. Одновременно исследователи из США предположили, что использование компьютеров может улучшить отношение к информационным технологиям, увеличить социальное взаимодействие и помочь развивать коллективное творчество, а так же способствовать развитию креативности в детях. В то время, когда зарождалось настоящее исследование, было недостаточно данных в кросс культурном аспекте этой проблемы, хотя в процессе подготовки находились два межнациональных проекта, касающиеся распространения компьютеров и их влияния на более высоко организованные когнитивные процессы,. Проект «Информационные технологии в образовании и дети», в котором рассматривались семнадцать стран, представляет особый интерес, поскольку он предоставил возможность введения в изучение проблем по мере их появления на повестке, сформировал инструментарий исследования, обеспечивающий сопоставимость и возможности для сравнительного анализа данных.

Начиная с 1990 года, авторы упомянутого проекта и профессор Такаши Сакамото Института Технологий в Токио составили и реализуют исследовательский план, направленный на то, чтобы проследить изменения «до компьютера» и «после компьютера» в Японии, с синхронизованными во времени изменениями в США, где массовое внедрение учебных информационных технологий было уже в стадии реализации. Сформулированным предметом исследования являлось изучение влияния использования компьютера на психологические характеристики, относящиеся к учебе: отношение к компьютерам, мотивация, привычки в занятиях, эмпатия и творческие тенденции. Данный проект прошел «пилотный» тест, плюс два дополнительных года приобретения полномасштабной информации и анализа; исследования по Мексике были добавлены к Японским в 1992 году. Для этого проекта была специально разработана анкета, которая подвергалась в течение восьми лет многократным изменениям в поисках наилучшего варианта.

Аналогичное анкетирование, используя наиболее оптимальный вариант анкеты, было проведено нами в школе ОАО «Газпром», г. Москвы; получены данные, которые по ряду параметров сравнивались с зарубежными.

Страницы: 1 2 3


Коучинг – консультирование, как бизнес
Формы коучинга: Обычно коучинг проходит в форме специальных встреч. Эти встречи принято называть коуч-сессиями. Коуч-сессии могут быть индивидуальными и групповыми. Иногда коучинг проходит без отрыва от реальности. То есть – коуч-сессия включена в реальную деятельность клиента (или группы) – проходит во время совещаний, переговоров, по ...

Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики. Значение сурдопсихологии для других отраслей психологии
Между сурдопсихологией и сурдопедагогикой существуют са­мые тесные взаимоотношения. Сурдопсихология раскрывает зако­номерности психического развития детей с недостатками слуха, выявляет, на каких этапах, у каких детей обнаруживается то или иное своеобразие в развитии. С помощью психолого-педагогиче­ских исследований сурдопсихология раск ...

Аттракция
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция (от англ. attract - притягивать, привлекать) - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесс ...