Информация » Влияние информационных технологий на отношение к миру у младших школьников » Практическая часть. Экспериментальное исследование отношения младших школьников к информационным технологиям, и воздействие информационных технологий на детей. Цели эксперимента

Практическая часть. Экспериментальное исследование отношения младших школьников к информационным технологиям, и воздействие информационных технологий на детей. Цели эксперимента
Страница 2

Описание эксперимента

В эксперименте принимали участие младшие школьники 2-х и 3-х классов, учащиеся школы - Образовательного центра ОАО «Газпром». Всего участвовало 55 детей: тридцать три человека из вторых классов и двадцать два из третьих. Детям предлагалось ответить на вопросы анкеты. Вопросов было 48, все закрытого типа. Анкета состояла из четырех частей. Первая часть касалась отношения к компьютерам; вторая была посвящена привычкам в занятиях; третья – эмоциональному и эмпатийному уровню, четвертая - творческим процессам. (см. приложение) Время анкетирования - около двадцати минут в каждом классе. За исключение нескольких человек, учащиеся с заданием справлялись достаточно быстро, вопросов было не очень много.

Параметры, измеряемые анкетой

Данная анкет измеряет социальные установки (чувства по отношению к человеку или вещи) и скорее более высокую степень социальных установок, чем достижения. До шести психологических указателей могут быть получены при анализе ответов на определенные вопросы. Эти шесть параметров включают два типа отношения к компьютеру: Важность компьютера и Удовольствие от компьютера; Привычки в занятиях, Эмпатия; Мотивация/ Настойчивость; и Творческие тенденции.

Далее приведем определения выбранных психологических конструктов.

Важность компьютера – постигнутая ценность или значимость знания того, как пользоваться компьютером; Удовольствие от компьютера – количество удовольствия получаемый от использования компьютера;

Привычки в занятиях – способ последовательных академических упражнений внутри или вне класса;

Эмпатия - забота по идентификации с мыслями и чувствами других;

Мотивация/настойчивость – непрерывный вклад; никогда не сдается;

Креативные тенденции – уклон в сторону изучения неизвестного, взятие инициативы на себя, нахождение уникальных решении.

Подсчет результатов

Подсчет результатов осуществлялся по шести параметрам.

Каждый параметр состоит из суммы баллов, полученных при суммировании балов нескольких вопросов:

Важность компьютера (В) –9,10,11,12,8,6,3

Удовольствие от компьютера (У) – 1, 2 (перевернутый), 10, 5, 4

Мотивация/Настойчивость (М) – 16, 22, 23, 21, 17, 15

Привычки в занятиях (П) – 24, 18, 19, 20,15, 25

Эмпатия (Э) – 30, 26, 29, 27, 35, 28, 31, 32, 33

Творческие тенденции (Т)

Далее был осуществлен подсчет по каждому параметру для каждого ребенка:

В= 9+10+11+12+8+6+3

Количество ответов

У= 1+2+10+5+4

Количество ответов

М=16+22+23+21+17+15

Количество ответов

П=24+18+19+20+15+20

Количество ответов

Э=30+26+29+27+35+28+31+32+33

Количество ответов

Т=42+40+44+36+39+37+43+38+46+41+45+47+48

Количество ответов

Подсчет среднего статистического балла (ССБ) по каждому вопросу для 2-х и 3-х классов. (см. приложение № 1)

ССБ= сумма баллов всех ответов по данному вопросу

Количество ответов

Подсчет среднего суммарного (СС) значения по категория для среднестатистического ребенка (см. приложение №1):

СС= сумме всех средних значений при ответе на эти вопросы.

Далее была вычислен корреляция важности компьютера по отношению ко всем другим параметрам (см. приложение №1).

Так же были проведены подсчеты среднего значения для каждого параметра, в зависимости от пола во 2-х и 3-х классах, на основании этих данных был построен график (см. приложение №1).

В заключении был проведен сравнительный анализ данных средних показателей по всем шести параметрам в сравнении России с США, Японией и Мексикой по аналогичным параметрам во 2-х и 3-х классах.

Интерпретация результатов

Анализируя корреляцию важности компьютера с остальными параметрами можно отметить, что во 2-х классах увеличение значимости компьютера прямо пропорционально увеличению всех параметров, кроме эмпатии (эмпатия снижается с увеличением важности компьютера, а так же, что зависимость этих параметров друг от друга не очень велика).

В 3-х классах зависимость всех параметров от важности компьютера выше, с ростом одного происходит рост другого.

Средние значения во 2-х классах имеют больший разброс, почти все они, кроме эмпатии убывают и выравниваются к 3-му классу.

Сравнивая факторы отношения школьников различных стран 2-х классов можно отметить, что величина средних показателей всех параметров, кроме эмпатии и важности (которые наиболее высокие в США), в России выше, чем в других странах (см. приложение рис.1); при этом на втором месте оказываются США, далее Мексика (кроме эмпатии) и Япония. В 3-х классах сохраняется более высокие значения показателей у российских школьников, однако для всех национальных групп в целом абсолютные значения факторов оказываются ниже, чем у второклассников.

Страницы: 1 2 3


Когнитивное, поведенческое и эмоциональное избегание
В дополнение к социальному избеганию многие избегающие пациенты также демонстрируют когнитивное, поведенческое и эмоциональное избегание. Они избегают думать о проблемах, которые вызывают дисфорию, и действуют так, чтобы сохранить это избегание. Появляется следующий типичный паттерн. Избегающие пациенты осознают чувство дисфории. (Они ...

Критерии пассивно-агрессивного расстройства личности по DSM-III-R
Тотальный паттерн пассивного сопротивления требованиям в социальной и профессиональной сферах, возникающий в ранней взрослости и проявляющийся в различных контекстах, на что указывают по крайней мере пять из следующих признаков: 1) откладывает работу, то есть не делает того, что нужно для выполнения работы в срок; 2) становится мрачны ...

Методики исследования
В исследовании приняли участие 10 учащихся 6-7лет, а также их родители (преимущественно матери). Согласно медицинской классификации, дети с хроническими заболеваниями были разделены на две группы: а) легко больные дети - это дети, имеющие заболевания, не ограничивающие их жизнедеятельность и не оказывающие существенного влияния на осо ...