Практическая часть. Экспериментальное исследование отношения младших
школьников к информационным технологиям, и воздействие информационных
технологий на детей. Цели экспериментаСтраница 2
Описание эксперимента
В эксперименте принимали участие младшие школьники 2-х и 3-х классов, учащиеся школы - Образовательного центра ОАО «Газпром». Всего участвовало 55 детей: тридцать три человека из вторых классов и двадцать два из третьих. Детям предлагалось ответить на вопросы анкеты. Вопросов было 48, все закрытого типа. Анкета состояла из четырех частей. Первая часть касалась отношения к компьютерам; вторая была посвящена привычкам в занятиях; третья – эмоциональному и эмпатийному уровню, четвертая - творческим процессам. (см. приложение) Время анкетирования - около двадцати минут в каждом классе. За исключение нескольких человек, учащиеся с заданием справлялись достаточно быстро, вопросов было не очень много.
Параметры, измеряемые анкетой
Данная анкет измеряет социальные установки (чувства по отношению к человеку или вещи) и скорее более высокую степень социальных установок, чем достижения. До шести психологических указателей могут быть получены при анализе ответов на определенные вопросы. Эти шесть параметров включают два типа отношения к компьютеру: Важность компьютера и Удовольствие от компьютера; Привычки в занятиях, Эмпатия; Мотивация/ Настойчивость; и Творческие тенденции.
Далее приведем определения выбранных психологических конструктов.
Важность компьютера – постигнутая ценность или значимость знания того, как пользоваться компьютером; Удовольствие от компьютера – количество удовольствия получаемый от использования компьютера;
Привычки в занятиях – способ последовательных академических упражнений внутри или вне класса;
Эмпатия - забота по идентификации с мыслями и чувствами других;
Мотивация/настойчивость – непрерывный вклад; никогда не сдается;
Креативные тенденции – уклон в сторону изучения неизвестного, взятие инициативы на себя, нахождение уникальных решении.
Подсчет результатов
Подсчет результатов осуществлялся по шести параметрам.
Каждый параметр состоит из суммы баллов, полученных при суммировании балов нескольких вопросов:
Важность компьютера (В) –9,10,11,12,8,6,3
Удовольствие от компьютера (У) – 1, 2 (перевернутый), 10, 5, 4
Мотивация/Настойчивость (М) – 16, 22, 23, 21, 17, 15
Привычки в занятиях (П) – 24, 18, 19, 20,15, 25
Эмпатия (Э) – 30, 26, 29, 27, 35, 28, 31, 32, 33
Творческие тенденции (Т)
Далее был осуществлен подсчет по каждому параметру для каждого ребенка:
В= 9+10+11+12+8+6+3
Количество ответов
У= 1+2+10+5+4
Количество ответов
М=16+22+23+21+17+15
Количество ответов
П=24+18+19+20+15+20
Количество ответов
Э=30+26+29+27+35+28+31+32+33
Количество ответов
Т=42+40+44+36+39+37+43+38+46+41+45+47+48
Количество ответов
Подсчет среднего статистического балла (ССБ) по каждому вопросу для 2-х и 3-х классов. (см. приложение № 1)
ССБ= сумма баллов всех ответов по данному вопросу
Количество ответов
Подсчет среднего суммарного (СС) значения по категория для среднестатистического ребенка (см. приложение №1):
СС= сумме всех средних значений при ответе на эти вопросы.
Далее была вычислен корреляция важности компьютера по отношению ко всем другим параметрам (см. приложение №1).
Так же были проведены подсчеты среднего значения для каждого параметра, в зависимости от пола во 2-х и 3-х классах, на основании этих данных был построен график (см. приложение №1).
В заключении был проведен сравнительный анализ данных средних показателей по всем шести параметрам в сравнении России с США, Японией и Мексикой по аналогичным параметрам во 2-х и 3-х классах.
Интерпретация результатов
Анализируя корреляцию важности компьютера с остальными параметрами можно отметить, что во 2-х классах увеличение значимости компьютера прямо пропорционально увеличению всех параметров, кроме эмпатии (эмпатия снижается с увеличением важности компьютера, а так же, что зависимость этих параметров друг от друга не очень велика).
В 3-х классах зависимость всех параметров от важности компьютера выше, с ростом одного происходит рост другого.
Средние значения во 2-х классах имеют больший разброс, почти все они, кроме эмпатии убывают и выравниваются к 3-му классу.
Сравнивая факторы отношения школьников различных стран 2-х классов можно отметить, что величина средних показателей всех параметров, кроме эмпатии и важности (которые наиболее высокие в США), в России выше, чем в других странах (см. приложение рис.1); при этом на втором месте оказываются США, далее Мексика (кроме эмпатии) и Япония. В 3-х классах сохраняется более высокие значения показателей у российских школьников, однако для всех национальных групп в целом абсолютные значения факторов оказываются ниже, чем у второклассников.
Последствия невыраженной роли
отца в семье
«Психологами хорошо изучены ситуации, когда отец хотя и присутствует физически, но в воспитании или развитии ребенка либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей: строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная и ...
Принципы организации коррекции психического развития
Исходной теоретической основой разработки принципов организации коррекционной работы стали учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка, развиваемое в советской психологии в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и другие; богатый педагогический опыт, накопленный в обществ ...
Количественный и качественный анализ результатов
На каждого ребёнка заполняются таблицы, в которых видно справился ребёнок с заданием или допустил ошибки, исходя из которой выставляется оценка за предложенное ребёнку задание. Все таблицы, полученные на каждого ребёнка, подвергаются анализу.
На основании данных таблиц вычисляется уровень сформированности связной речи (УССР) у детей 1- ...