Информация » Песочная терапия в коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта » Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников

Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников
Страница 3

Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

Основные виды песочной терапии.

Индивидуальная форма.

Процесс психокоррекции или терапии всегда начинается с установления контакта. Если предложить взрослому человеку поиграть в песочнице, он, по меньшей мере, может удивиться. Поэтому ему важно подробно объяснить историю и назначение метода песочной терапии. Отметить, что процесс решения проблемы требует снятия напряжения. Это достигается при игре в песок. С другой стороны, благодаря игре мы сможем посмотреть на проблему со стороны и найти способы и ресурсы ее разрешения.

Что касается детей и подростков, то среди них есть покладистые и идущие на сотрудничество. Однако «как повезет». Бывает, что ребенок не идет на контакт, не собирается выбирать фигурки, демонстрирует явное пренебрежение. Эти проявления защитных реакций не должны пугать. Если ребенок не идет на контакт, ведущий сам начинает играть в песок, строить свою страну. При этом он комментирует происходящее, как бы разговаривая «сам с собой». Обычно заинтригованные дети присоединяются к игре. Подростки могут выдержать более солидную «паузу»: 1-3 занятия смотреть на происходящее с усмешкой, крутить пальцем у виска, но потом все же присоединяются к игре.

Дети и подростки с негативным социальным опытом не знают, с чего начать строительство страны в песочнице, демонстрируют страх пространства. Здесь велика роль ведущего. Он предлагает поэкспериментировать: создать горы, водоемы, озеленить страну. Таким образом, при поддержке взрослого, ребенок быстрее освоится в песочнице.

Будем помнить, что сказочная инструкция — не единственный вариант «введения» в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста ребенка (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок), инструкции будут звучать по-разному: «Создай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «Создай свою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего недостает».

Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет - воду, выстроить гору и пр. Однако перед началом его самостоятельного процесса, необходимо все разровнять.

Как только клиент начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все.

Когда процесс создания сказочной страны завершен, можно перейти к обсуждению, узнавая у автора:

l что это за мир, сказочная страна,

l какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют,

l откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке),

l в каких взаимоотношениях они находятся между собой,

l всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить,

l какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?

Последние два вопроса стимулируют автора вносить изменения в картину. Фантазировать, проецируя свои желания на будущее песочной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать, менять, ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирается то, что больше не нужно.

Некоторые авторы ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает, им хочется оставить все «как есть». Это может быть связано с переносом на песочный лист «картины», состояния внутренней стабильности. В этом случае автор желает «остановить мгновенье», полностью прожить свое состояние. То есть данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Для него сейчас эта песочная «диспозиция» выражает состояние динамического равновесия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития
У глухих нередко наблюдается нарушение вестибулярного ап­парата. Оно чаще встречается у детей с приобретенным наруше­нием слуха, чем с наследственной формой глухоты. Тяжелый вос­палительный процесс, охватывающий среднее и внутреннее ухо ребенка, распространяется и на находящиеся в непосредственной близости преддверие и полукружные канал ...

Понятие мотивов *
Мотив деятельности - это то, что ее побуждает, ради чего она осуществляется, это то, что может само по себе породить целенаправленную деятельность, это то, ради чего ставятся и достигаются данные цели. Мотив деятельности - это опредмеченная потребность. Мотив осуществляет следующие функции: направляющую и побуждающую. Мотивацию деятел ...

Методические средства тренинга: групповые методы и инструменты обучения
В процессе группового психологического тренинга ведущий использует различные методы групповой работы, методические средства и приемы. Данные приёмы подробно описаны в отечественной литературе по рассматриваемой проблематике [13,24,29,31,45,46,47,83,88]. В рамках конструированного нами тренинга были использованы следующие методы, перечи ...