Информация » Песочная терапия в коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта » Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников

Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников
Страница 4

Если автор говорит, что есть существо (или существа), испытывающее дискомфорт в песочной стране, необходимо спросить: «А что можно сделать, для того, чтобы ему стало лучше?» Здесь важно, чтобы автор не просто фантазировал, а реально разыгрывал свои фантазии на песке. После каждого изменения в картине можно спросить: «А что было дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется?» и т.п. Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не попадет в более благополучную ситуацию, или автор не скажет: «Теперь всем хорошо». Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение «проработано» на бессознательно-символическом уровне.

Если автор говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя», можно предложить ему помощь: «Мы же в сказочной стране. Здесь невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим: может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся — их сразу не заметишь. Но сейчас мы с тобой будем очень внимательны».

Ежели и после этого автор удручен, не может найти себе помощника, это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное ее решение еще «не созрело». В данном случае можно построить работу по «защите» страдающего существа. «Ну что ж, и в сказке и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может себя защитить». Таким образом, мы усиливаем психологическую устойчивость, «включаем» бессознательные защитные механизмы. Быть может, к 3-5 игре автор уже сможет найти помощников уязвленному герою.

Один пятилетний мальчик, страдающий эпилепсией, все время строил в большей части песочного листа сказочную страну, окруженную горами, забором, рвом с водой. В этой стране жили существа, занимавшиеся созидательной деятельностью. В меньшей части песочного листа жил злой дракон. Обычно он спал. И в это время люди могли делать свои дела. Но когда он просыпался (а это было всегда непредсказуемо), он налетал на мирную страну и все разрушал. Не спаса ни горы, ни ограда. Когда дракон улетал, оставшиеся в живых люд восстанавливали свою страну. На вопрос: «Могут ли жители этой страны как-то защитить себя? Может, им нужно обратиться к Волшебнику?», мальчик отрицательно качал головой. В течение 5 сеансов дракон методично все разрушал. Складывалось ощущение, что ребенку нравится рушить то, что он сам и создавал. Наконец, мальчик сказал, что если люди хотят справиться с драконом, им нужно найти Волшебный Камень (в картине появился камень — он был закопан в песок).

Конечно, на этом сеансе люди камень не нашли, и дракон опять все разрушил. В следующий раз мальчик заявил, что к камню может подойти только один герой, и когда он коснется камня, он узнает заклинание, способное остановить дракона. «Не победить, а остановить», — подчеркнул ребенок. И вот герой нашел камень, дотронулся до него и услышал заклинание. Когда на страну вновь налетел дракон, мальчик, держа фигурку дракона в одной руке, а героя в другой, стал шептать заклинание (это был сложно воспроизводимый набор звуков). Было видно, как он переживает, как непросто остановить дракона. Оказалось, что «просто прошептать» заклинание недостаточно. Его нужно произносить твердо. Дракон улетел, не успев серьезно повредить страну. После этого мальчик выглядел очень уставшим. На следующий день пришла мама мальчика и сказала, что с ребенком происходит «что-то странное». Дома он стал «кукситься», что обычно предвещало начало припадка, при этом шепча какие-то непонятные слова. Маму, конечно, это очень напугало. Но оказалось, что вслед за этим припадка не последовало. Ребенок свернулся калачиком и заснул! Он пришел к тому, чтобы произвольно гасить приступ эпилепсии.

Этот эпизод показывает динамику бессознательной работы над заболеванием. Конечно, дорогие читатели, вам сразу стало ясно, что образ дракона — это болезнь, приступ. Долгое время он безнаказанно разрушал позитивную сферу жизни. Важно, что ребенок сам пришел к заклинанию и его форме. Это лишний раз подтверждает тот факт, что мы очень мало знаем о бессознательном и его возможностях, и, конечно же, иллюстрирует эффективность игры в песочнице.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Психика, поведение и деятельность
Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта. Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности ...

Симптомы болезни Альцгеймера
Хотя история болезни и внешние ее проявления могут существенно варьироваться у разных пациентов, специалисты выделяют основные этапы заболевания, связывая с ними появление тех или иных симптомов болезни Альцгеймера – расстройств в когнитивной, эмоциональной, коммуникативной и других сферах. Дебют болезни Альцгеймера протекает незамет ...

Пути коррекции психологических трудностей дошкольника
Проведенный по материалам работы консультации анализ характера запросов родителей и результатов, психологических обследований позволил выделить некоторые типичные для дошкольного возраста трудности в развитии ребенка и наметить общие пути их коррекции. Максимальное число обращений в консультацию падало на младший школьный возраст, но ч ...