Информация » Песочная терапия в коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта » Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников

Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников
Страница 8

Общие принципы взаимодействия с младшими школьниками

Принципы задают «правила и условия игры» и отражаются в каждом нашем «шаге» и действии [20].

Принцип комфортной среды

Для успешности процесса необходимо, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно. Комфортная среда подразумевает, с одной стороны, уровень партнерских взаимоотношений с ними; с другой стороны, ряд «средовых факторов»: мягкое освещение, удобная песочница, удачное местоположение детей относительно психолога и пр. Мы подбираем задание

соответствующее возможностям детей; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку их действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. Принцип безусловного принятия

Принятие ребенком таким, какой он есть – этот принцип сформулирован гуманистическими психотерапевтами. Принятие внешнего вида и физического состояния, жизненного опыта, противоречий, ценностей, мотиваций, устремлений и желаний – все это является залогом успешности консультирования. Этот принцип прост по формулировке, но чрезвычайно сложен для осмысления. Качество безусловного принятия изменяется в процессе личностного развития психолога. В песочной терапии мы принимаем все действия детей в песочнице.

3. Принцип доступности информации

Все обращения, реплики, интерпретации и рекомендации, которые дает психолог, должны быть сформулированы доступно для школьников. Некоторые консультанты говорят о детях: «Они еще не созрели, они меня не понимают». Согласно данному принципу, это невозможно, ибо психолог говорит «на одном языке» с детьми. Принцип доступности информации подразумевает также, «поправки» на актуальный уровень развития и мировосприятия школьников. Информация, исходящая от психолога, должна соответствовать ценностным ожидания младших школьников. Поэтому согласно данному принципу, начинающим консультантам рекомендуется использовать «терминологию детей», наиболее часто употребляемые ими слова, постепенно привнося новые словосочетания, выражения, идеи.

4. Принцип конкретизации

Согласно данному принципу, психолог стремиться понять истинную причину обращения за консультацией. Часто в консультативной практике заявляемая ребенком причина обращения не является истинной. Путем конкретизирующим вопросов психолог совместно с ребенком или группой детей устанавливает причины затруднений. Данный принцип предостерегает начинающих консультантов от быстрых рекомендаций, ибо заявляемая проблема часто подобна «чернильному облаку», которое выпускает осьминог, спасаясь от преследования. Принцип конкретизации рекомендует консультантам постепенно «снимать проблемные слои», не ныряя сразу глубоко, но, не простаивая на поверхности.

5. Принцип объективизации

Это принцип, позволяющий консультанту и психологу смотреть на проблему «сверху», рассматривать ее в системе жизнедеятельности и отношений ребенка. Часто дети, эмоционально реагируют на детали происходящего, теряют целостное видение ситуации. Однако без понимания смысла происходящего сложно найти адекватное решение. Поэтому консультант, конкретизируя проблему, в то же время старается показать детям целостную картину происходящего.

6. Принцип ориентации на потенциальный ресурс школьников

Данный принцип также сформулирован гуманистическими психотерапевтами. Рассматривая проблему детей, психолог параллельно исследует их потенциальные ресурсы. Информацию о потенциале психологу может дать рассказ, о том, что у них получается лучше всего, о чем они мечтают, что делает их счастливым, что нового они приобрели, столкнувшись с проблемной ситуацией и пр. В дальнейшем психолог формулирует свои рекомендации и строит программу консультирования, ориентируясь на ресурс группы. Согласно данному принципу, психолог постепенно формирует у школьников отношение к проблеме как к важной части их жизненного опыта.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Психологические теории мотивации
Психологические теории мотивации нужно классифицировать исходя из 2-х основных концепций поведения человека (реактивный и активный см. «Воля») Концепция реактивности 1. Теория инстинктов Магдауголла. В качестве ведущих инстинктов определяющих человеческое поведение он предложил 10, а позже добавил еще 8. В его списке были такие инсти ...

Понятие стресса, его виды
Первым человеком, который дал определение понятия стресса, был канадский врач и биолог Ганс Селье (1907-1982). За свою насыщенную жизнь он очень много времени отдал изучению стресса и всего что связано с этим явлением. По Г. Селье "стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование" или "об ...

Тип 1: внешне легкий и внутренне простой жизненный мир
Ф.Е. Василюк рассматривает первую из возможных ситуаций как сочетание простого внутренне и легкого внешне жизненных миров. Внутренний мир человека рассматривается как простой, когда у субъекта в каждый момент времени существует лишь одна актуализированная потребность. Это возможно также в случае, когда реализуемое жизненное отношение ...