Информация » Песочная терапия в коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта » Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников

Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников
Страница 9

7. Принцип интегрированности в социальную среду

В процессе консультирования с группой детей происходят определенные изменения: меняется их взгляд на окружающий мир, события, отношения и пр. Если изменения происходят резко, школьники становятся дезадаптированными. Кроме того, часто близкие консультируемых не принимают изменений, и это становится источником напряжения в отношениях. Данный принцип предполагает заботу о младших школьниках не только в кабинете консультанта, но и далеко вне его стен. Психолог предупреждает и готовит детей к возможным изменениям в окружающей их среде.

Дополнительные принципы песочной терапии

Оживотворение абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, миниатюрных фигурок и природных материалов. Следование этому принципу позволяет сформировать чувство реальности происходящего.

Реальное «проживание»: проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли «Спасателя Принцессы», ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Осмысление опыта и ситуации: разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок, подросток, взрослый имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это, в свою очередь, позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.

Обмен в песочной игре: ребенок и специалист легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет построить партнерские взаимоотношения.

Оборудования для проведения песочной терапии

1. Водонепроницаемый деревянный ящик.

Если заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его размер – 50х70х8см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты «любовно» называют ящик с песком «подносом» – по бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако не беда, если ваш ящик будет из другого материала [19].

Форма песочницы также влияет не бессознательное клиента. Мы заметили, что в прямоугольной песочнице обнаруживается больше проективного диагностического материала. А квадратная песочница располагает занять центр, поэтому хороша для коррекционных занятий. Квадратная и круглая песочница на подсознательном уровне содействуют процессам интеграции личности.

Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашивают в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта – небо.

2. Чистый, просеянный песок

(некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Песок – уникальный природный материал. Если рассматривать песчинки в микроскоп, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок – большая драгоценность. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для организации классической песочной терапии требуется два подноса. В одном находится сухой песок, в другом влажный. Маленькие дети и подростки, а также «напряженные» взрослые предпочитают «работать» с влажным песком. Не многие наши коллеги имеют возможность обзавестись двумя песочницами. Поэтому, имея одну, можно рядом ставить графин с водой – тогда из сухого песка сделать влажный будет не сложно.

Техника безопасности требует «чистить» песок минимум раз в 2-3 месяца, в зависимости от интенсивности занятий. Для этого песок промывают или выставляют его на солнце, добавляют новый чистый песок.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Понятие коучинга, как одного из направлений психологического консультирования
"Принципы коучинга основаны на достижении современной западной психологии и древней восточной мудрости", Джон Уитмор. Коучинг (от англ. coaching - тренерство) - это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Это определение принадлежит основоположнику коучинга Джону Уитмору. Коучинг – профе ...

Механизмы социализации личности. Ролевое поведение
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный чело ...

Особенности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
На определенном этапе развития ребенка ему характерен определенный тип деятельности (ведущий тип деятельности). В раннем возрасте особое место в формировании мышления принадлежит общению, предметной деятельности, игре (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). В настоящее время в работах отечественных психологов доказа ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]