Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших
школьниковСтраница 9
7. Принцип интегрированности в социальную среду
В процессе консультирования с группой детей происходят определенные изменения: меняется их взгляд на окружающий мир, события, отношения и пр. Если изменения происходят резко, школьники становятся дезадаптированными. Кроме того, часто близкие консультируемых не принимают изменений, и это становится источником напряжения в отношениях. Данный принцип предполагает заботу о младших школьниках не только в кабинете консультанта, но и далеко вне его стен. Психолог предупреждает и готовит детей к возможным изменениям в окружающей их среде.
Дополнительные принципы песочной терапии
Оживотворение абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, миниатюрных фигурок и природных материалов. Следование этому принципу позволяет сформировать чувство реальности происходящего.
Реальное «проживание»: проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли «Спасателя Принцессы», ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Осмысление опыта и ситуации: разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок, подросток, взрослый имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это, в свою очередь, позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
Обмен в песочной игре: ребенок и специалист легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет построить партнерские взаимоотношения.
Оборудования для проведения песочной терапии
1. Водонепроницаемый деревянный ящик.
Если заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его размер – 50х70х8см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты «любовно» называют ящик с песком «подносом» – по бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако не беда, если ваш ящик будет из другого материала [19].
Форма песочницы также влияет не бессознательное клиента. Мы заметили, что в прямоугольной песочнице обнаруживается больше проективного диагностического материала. А квадратная песочница располагает занять центр, поэтому хороша для коррекционных занятий. Квадратная и круглая песочница на подсознательном уровне содействуют процессам интеграции личности.
Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашивают в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта – небо.
2. Чистый, просеянный песок
(некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Песок – уникальный природный материал. Если рассматривать песчинки в микроскоп, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок – большая драгоценность. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для организации классической песочной терапии требуется два подноса. В одном находится сухой песок, в другом влажный. Маленькие дети и подростки, а также «напряженные» взрослые предпочитают «работать» с влажным песком. Не многие наши коллеги имеют возможность обзавестись двумя песочницами. Поэтому, имея одну, можно рядом ставить графин с водой – тогда из сухого песка сделать влажный будет не сложно.
Техника безопасности требует «чистить» песок минимум раз в 2-3 месяца, в зависимости от интенсивности занятий. Для этого песок промывают или выставляют его на солнце, добавляют новый чистый песок.
Принципы проведения тренингов
Главным принципом проведения тренинга является требование полной отдачи со стороны его членов, как психологическое, так и, если понадобится, физическое. Без должной атмосферы доверия, участия, желания достичь больших результатов тренинг будет неэффективен. Члены тренинга не должны бояться делать ошибок в своих рассуждениях или бояться б ...
Набор игр, применяемых в игротерапии
Набор игр, применяемых в игротерапии, включает игры со структурированным игровым материалом и сюжетом и неструктурированные игры. К первому виду игр относятся игры «в семью», агрессивные игры, игры с марионетками (кукольный театр), строительные игры, выражающие конструктивные и деструктивные намерения. К неструктурированным играм относя ...
Когнитивный сдвиг
Иллюстрацией сдвига в когнитивных функциях при переходе от расстройств личности к состоянию тревоги и затем к депрессии могут служить переживания Сью. Насколько она себя помнила, она всегда сомневалась в том, принимают ли ее люди. Когда ее отношения с Томом оказались под угрозой, эти спорадические сомнения трансформировались в непрерывн ...