ПриложенияСтраница 3
Приложение 4
График изменения уровня успеваемости в течение года у детей с разными типами темперамента
Приложение 5
Однофакторный дисперсионный анализ
Четверть |
Сангвиники |
Холерики |
Флегматики |
Меланхолики |
1 |
4,6 |
3,8 |
4,6 |
3 |
2 |
4,3 |
4 |
3,6 |
4,6 |
3 |
4,6 |
3,8 |
3,6 |
4 |
4 |
4,5 |
3,7 |
3,6 |
3,2 |
Суммы |
18 |
15,3 |
15,4 |
14,8 |
Средние |
4,5 |
3,8 |
3,9 |
3,7 |
Общая сумма |
63,5 |
Дисперсионный однофакторный анализ позволяет проверить гипотезы:
H0: тип темперамента влияет на успеваемость ученика в обучении в большей мере, чем какие-либо другие факторы, индивидуальные особенности.
H1: тип темперамента не влияет на успеваемость ученика в обучении в меньшей мере, чем какие-либо другие факторы, индивидуальные особенности.
1. подсчитаем SSфакт - вариативность признака, обусловленную действием исследуемого фактора.
где Тс – сумма индивидуальных значений по каждому из условий, то есть 18; 15,3; 15,4;14,8 (см. табл. 1);
с – количество условий (градаций) фактора (=4);
n – количество временных групп (четвертей) (=4);
N – общее количество индивидуальных значений (=16);
- квадрат общей суммы индивидуальных значений (=4032)
По формуле рассчитав фактическую вариативность признака, получаем:
SSфакт = 253,5 – 252 = 1,5
2. подсчитаем SSобщ – общую вариативность признака:
SSобщ = 268,3\ 16 = 16,7
3. подсчитаем случайную (остаточную) величину SSсл, обусловленную неучтенными факторами:
SSсл = SSобщ – SSфакт = 16,7 – 1,5 = 15, 2
4. число степеней свободы равно:
kфакт = c – 1 = 4 – 1 = 3
kобщ = N – 1 = 16 – 1 = 15
kсл = kобщ – kфакт = 15 – 3 = 12
5."средний квадрат" или математическое ожидание суммы квадратов, усредненная величина соответствующих сумм квадратов SS равна:
MSфакт = SSфакт/kфакт = 1,5/ 3 = 0,5
MSсл = SSсл/kсл = 15,2/12 = 1,3
6. значение статистики критерия Fэмп рассчитаем по формуле:
Fэмп = 1,3/0,5= 0,3
7. определим Fкрит по статистическим таблицам для df1=k1=3 и df2=k2=12 табличное значение статистики равно 3,68.
8. если Fэмп< Fкрит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная гипотеза. Определено, как Fэмп < Fкрит (0,3<3.68), следовательно принимается нулевая гипотеза.
Вывод: тип темперамента влияет на успеваемость ученика в обучении в большей мере, чем какие-либо другие факторы, индивидуальные особенности.
Исторический обзор
Хотя понятие пассивно-агрессивного стиля личности было описано в более ранних работах, до Второй мировой войны этот термин не употреблялся. В 1945 году «незрелая реакция» была описана Военным департаментом как реакция на «обычный военный стресс, проявляющаяся в беспомощности или неадекватных реакциях, пассивности, обструкционизме или вс ...
Первый уровень модели - это «уровень реакции»
Для оценки эффективности тренинга на данном уровне были использованы данные анкет участников тренинга. Бланки анкеты, заполненной участниками тренинга представлены в Приложении 4.
Высшая оценка содержанию тренинговой программы - «превзошло ожидания» - была дана 3 участниками тренинга. Содержание курса было оценено как «соответствующее ...
Заключение.
Психология изучает закономерности психического развития человека. Без знания основных этапов эволюции и развития психики невозможно знание научных основ психологии.
Невозможно понять, как и под влиянием чего формируется сознание человека, что находится в его основе и от чего зависит его становление. Изучение сущности и закономерностей ...