ПриложенияСтраница 3
Приложение 4
График изменения уровня успеваемости в течение года у детей с разными типами темперамента
Приложение 5
Однофакторный дисперсионный анализ
Четверть |
Сангвиники |
Холерики |
Флегматики |
Меланхолики |
1 |
4,6 |
3,8 |
4,6 |
3 |
2 |
4,3 |
4 |
3,6 |
4,6 |
3 |
4,6 |
3,8 |
3,6 |
4 |
4 |
4,5 |
3,7 |
3,6 |
3,2 |
Суммы |
18 |
15,3 |
15,4 |
14,8 |
Средние |
4,5 |
3,8 |
3,9 |
3,7 |
Общая сумма |
63,5 |
Дисперсионный однофакторный анализ позволяет проверить гипотезы:
H0: тип темперамента влияет на успеваемость ученика в обучении в большей мере, чем какие-либо другие факторы, индивидуальные особенности.
H1: тип темперамента не влияет на успеваемость ученика в обучении в меньшей мере, чем какие-либо другие факторы, индивидуальные особенности.
1. подсчитаем SSфакт - вариативность признака, обусловленную действием исследуемого фактора.
где Тс – сумма индивидуальных значений по каждому из условий, то есть 18; 15,3; 15,4;14,8 (см. табл. 1);
с – количество условий (градаций) фактора (=4);
n – количество временных групп (четвертей) (=4);
N – общее количество индивидуальных значений (=16);
- квадрат общей суммы индивидуальных значений (=4032)
По формуле
рассчитав фактическую вариативность признака, получаем:
SSфакт = 253,5 – 252 = 1,5
2. подсчитаем SSобщ – общую вариативность признака:
SSобщ = 268,3\ 16 = 16,7
3. подсчитаем случайную (остаточную) величину SSсл, обусловленную неучтенными факторами:
SSсл = SSобщ – SSфакт = 16,7 – 1,5 = 15, 2
4. число степеней свободы равно:
kфакт = c – 1 = 4 – 1 = 3
kобщ = N – 1 = 16 – 1 = 15
kсл = kобщ – kфакт = 15 – 3 = 12
5."средний квадрат" или математическое ожидание суммы квадратов, усредненная величина соответствующих сумм квадратов SS равна:
MSфакт = SSфакт/kфакт = 1,5/ 3 = 0,5
MSсл = SSсл/kсл = 15,2/12 = 1,3
6. значение статистики критерия Fэмп рассчитаем по формуле:
Fэмп = 1,3/0,5= 0,3
7. определим Fкрит по статистическим таблицам для df1=k1=3 и df2=k2=12 табличное значение статистики равно 3,68.
8. если Fэмп< Fкрит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная гипотеза. Определено, как Fэмп < Fкрит (0,3<3.68), следовательно принимается нулевая гипотеза.
Вывод: тип темперамента влияет на успеваемость ученика в обучении в большей мере, чем какие-либо другие факторы, индивидуальные особенности.
Искажения психологического возраста
Описывается психологическая обратимость возраста. Об увеличении своего возраста также давно известно. Так, маленькая девочка, почти младенец, может настоятельно утверждать, что «Я не маленькая», хотя она еще маленькая, и ей самой это прекрасно известно. Подросток готов «душу дьяволу заложить», чтобы его признали и назвали «взрослым». Но ...
Виды воображения. Сновидения
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Сновидения издавн ...
Критерии эффективности игротерапии
Оценивая эффективность игротерапии как формы коррекции развития, следует руководствоваться двумя критериями. Во-первых, необходимостью спецификации зон сензитивности к коррекционному воздействию игротерапии, то есть выделения тех аспектов и сторон психического развития ребенка, по отношению к которым следует признать положительный эффек ...