Приложения
Страница 3

Приложение 4

График изменения уровня успеваемости в течение года у детей с разными типами темперамента

Приложение 5

Однофакторный дисперсионный анализ

Четверть

Сангвиники

Холерики

Флегматики

Меланхолики

1

4,6

3,8

4,6

3

2

4,3

4

3,6

4,6

3

4,6

3,8

3,6

4

4

4,5

3,7

3,6

3,2

Суммы

18

15,3

15,4

14,8

Средние

4,5

3,8

3,9

3,7

Общая сумма

63,5

Дисперсионный однофакторный анализ позволяет проверить гипотезы:

H0: тип темперамента влияет на успеваемость ученика в обучении в большей мере, чем какие-либо другие факторы, индивидуальные особенности.

H1: тип темперамента не влияет на успеваемость ученика в обучении в меньшей мере, чем какие-либо другие факторы, индивидуальные особенности.

1. подсчитаем SSфакт - вариативность признака, обусловленную действием исследуемого фактора.

где Тс – сумма индивидуальных значений по каждому из условий, то есть 18; 15,3; 15,4;14,8 (см. табл. 1);

с – количество условий (градаций) фактора (=4);

n – количество временных групп (четвертей) (=4);

N – общее количество индивидуальных значений (=16);

- квадрат общей суммы индивидуальных значений (=4032)

По формуле рассчитав фактическую вариативность признака, получаем:

SSфакт = 253,5 – 252 = 1,5

2. подсчитаем SSобщ – общую вариативность признака:

SSобщ = 268,3\ 16 = 16,7

3. подсчитаем случайную (остаточную) величину SSсл, обусловленную неучтенными факторами:

SSсл = SSобщ – SSфакт = 16,7 – 1,5 = 15, 2

4. число степеней свободы равно:

kфакт = c – 1 = 4 – 1 = 3

kобщ = N – 1 = 16 – 1 = 15

kсл = kобщ – kфакт = 15 – 3 = 12

5."средний квадрат" или математическое ожидание суммы квадратов, усредненная величина соответствующих сумм квадратов SS равна:

MSфакт = SSфакт/kфакт = 1,5/ 3 = 0,5

MSсл = SSсл/kсл = 15,2/12 = 1,3

6. значение статистики критерия Fэмп рассчитаем по формуле:

Fэмп = 1,3/0,5= 0,3

7. определим Fкрит по статистическим таблицам для df1=k1=3 и df2=k2=12 табличное значение статистики равно 3,68.

8. если Fэмп< Fкрит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная гипотеза. Определено, как Fэмп < Fкрит (0,3<3.68), следовательно принимается нулевая гипотеза.

Вывод: тип темперамента влияет на успеваемость ученика в обучении в большей мере, чем какие-либо другие факторы, индивидуальные особенности.

Страницы: 1 2 3 


Исторический обзор
Хотя понятие пассивно-агрессивного стиля личности было описано в более ранних работах, до Второй мировой войны этот термин не употреблялся. В 1945 году «незрелая реакция» была описана Военным департаментом как реакция на «обычный военный стресс, проявляющаяся в беспомощности или неадекватных реакциях, пассивности, обструкционизме или вс ...

Первый уровень модели - это «уровень реакции»
Для оценки эффективности тренинга на данном уровне были использованы данные анкет участников тренинга. Бланки анкеты, заполненной участниками тренинга представлены в Приложении 4. Высшая оценка содержанию тренинговой программы - «превзошло ожидания» - была дана 3 участниками тренинга. Содержание курса было оценено как «соответствующее ...

Заключение.
Психология изучает закономерности психического развития человека. Без знания основных этапов эволюции и развития психики невозможно знание научных основ психологии. Невозможно понять, как и под влиянием чего формируется сознание человека, что находится в его основе и от чего зависит его становление. Изучение сущности и закономерностей ...