Информация » Психология трудовой экспертизы » Психологические особенности трудовой экспертизы

Психологические особенности трудовой экспертизы
Страница 1

История применения экспертизы свидетельствует, что практически всегда в процессе её проведения решается задача поиска виновного. В каждом случае это определение вины техники или человека.

Психология экспертизы реализуется:

1. В привлечении инженерных психологов к процессу экспертизы;

2. Во влиянии непривычных экстремальных раздражителей на психику участников расследования (вид раненых и убитых, вид искореженной техники, поведение родственников, журналистов, возможная опасность для жизни и здоровья на месте происшествия и т.п.);

3. В проявлении психологических факторов, облегчающих или затрудняющих процесс раскрытия тайны причин происшествий (активизация внимания, мышления и других психических познавательных процессов, интерес к выявлению загадочных причин происшедшего, психологическое давление на экспертов заинтересованных лиц, доминирующее влияние чрезмерных по силе раздражителей на процесс принятия решения комиссией, сложность выбора одной из версий происшедшего и т.п.).

4. В психологическом обосновании предлагаемых комиссией рекомендаций по недопущению подобных происшествий в будущем.

Инженерные психологи привлекаются к работе групп тех подкомиссий, в которых влияние психологического фактора может оказаться решающим в возникновении аварийной ситуации.

К психологическим компонентам ЧП относят:

мотивы поведения, причины и механизмы ошибочных действий летного состава и лиц группы руководства полетами, их псих. состояния, индивидуально-психологические особенности личности и т.д.

В психологии труда и инженерной психологии психологические особенности экспертной оценки происшествия базируются на 2 концепциях:

1. концепция личностного фактора

2. концепция человеческого фактора.

1. При экспертизе причин аварийности с опорой на личностный фактор оценивается роль индивидуальных, профессионально важных качеств личности летчика (членов экипажа или группы руководства полетами) в возникновении, развитии и исходе аварийной ситуации.

2. При экспертизе аварийности с опорой на так называемый человеческий фактор изучаются и оцениваются: степень и полнота учета профессионально значимых характеристик человека в объекте (средствах) деятельности (конструкция рабочего места летчика и его компоновка, размещение и т.д.), условия труда (гигиенические особенности среды обитания на рабочем месте, эргономичность спецснаряжения, средств защиты, психологический климат в экипаже и т.д.), содержание и структура процесса деятельности (способы выполнения действий, характер информации и физические нагрузки, темп работы и т.д.), организация деятельности (особенности режима труда и отдыха, летной нагрузки и т.п.).

К компонентам личностного фактора

относятся:

- нравственно-ориентационные (духовные качества, моральные качества, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство коллективизма, целеустремленность);

- профессиональные качества;

- психологические особенности;

- физиологические особенности;

- физическое развитие.

В число компонентов человеческого фактора

входят:

Субъект деятельности

(методы и критерии оценки летного состава):

- система профотбора (на психологическом, образовательном уровне и т.д.)

Страницы: 1 2


Эмпирическое изучение выраженности социально-личностных компетенций. Организация психодиагностического обследования
Обследование проводилось индивидуально в период с 7 по 8 мая 2009г. Участники были замотивированы гарантией конфиденциальности и сообщением результатов. Отклонений, допущенных при сборе данных, нет. Общее количество обследуемых – 10 человек, девушки в возрасте от 18 до 23 лет (возрастной разброс составил 5 лет), студентки, предположит ...

Анализ эффективности песочной терапии в коррекции межличностных отношений умственно отсталых школьников
Влияние проведенных нами песочных игротерапевтических занятий на отношения между младшими школьниками с нарушениями интеллекта мы решили проверить повторным социометрическим исследованием (таблица 2). Таблица 2 Таблица межличностных выборов учащихся 1 кл. № п/п ФИО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. ...

Детско-родительские отношения в приёмных семьях
Проблема социального сиротства – одна из важнейших проблем в нашей стране. Согласно официальным статистическим данным, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принятая в России система воспитания таких детей не является эффективной. В государственных ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]