Информация » Стратегия коммуникаций » Структура человеческой личности

Структура человеческой личности
Страница 7

Если внешний поток информации не может быть согласован ни с одним положением фокуса внимания, человек впадает в трансовое состояние, ступор или вынужден полностью игнорировать поступающие данные. С этой точки зрения быстрый (парадоксальный) сон может быть описан, как мелкие хаотические колебания фокуса внимания, случайным образом активизирующие некоторые информационные структуры личности (чаще всего память и эмоции).

Фокус внимания может разделяться на две, три и более частей. Самый известный пример – Юлий Цезарь, умевший делать несколько дел одновременно. Это обстоятельство объясняет состояния ассоциации (человек "изнутри" себя чувствует и воспринимает происходящие события или воспоминания), диссоциации (смотрит на себя со стороны, практически не испытывая эмоций), двойной диссоциации (видит себя, смотрящим на себя – другого). Собственно моменты самоосознания – это диссоциированное состояние, когда разделенные половинки фокуса внимания фиксируются друг на друге.

Расщепление фокуса внимания вызывает необходимость введения понятия "субличность". В НЛП принят несколько иной термин – "часть личности". На взгляд автора он не очень удачен, так как подразумевает некоторую ущербность и неполность. В НЛП наличие частей личности постулируется и ни чем не обосновывается предполагается, что они автономны, самодостаточны, имеют свою функцию и цель, в ряде случаев могут конфликтовать между собой, не контролируются сознанием.

Для каждой части личности можно выявить метацель – сущностное состояние [9]. О своих функции, цели и сущностном состоянии они могут сообщать сознанию вербально, в виде образов и ощущений или кинестетическими сигналами двоичного кода "да" и "нет". В любом случае они понимают вербальную информацию, используя транслятор. Разделение личности на части есть и в психоанализе и в гештальте. В НЛП пошли дальше ни чем не ограничивая их число, но и ни как их не структурируя.

На основе введенных понятий субличность можно охарактеризовать следующим образом. Это устойчивая связь между элементами структуры личности, созданная для достижения постоянно возникающих целей, требующих стандартных (хорошо освоенных) действий. Вследствие необходимости выполнения нескольких дел одновременно, субличности могут функционировать одновременно, отвечая за конкретные цели. Это достигается расщеплением фокуса внимания. Субличности могут использовать одни и те же информационные структуры, но в разном сочетании и в разной степени их активизации. Некоторые субличности имеют двухсторонний доступ к транслятору (безличностному механизму словесной кодировки) с целью превращения собственных нужд в потребности и намерения личности.

Если действия одной субличности мешают или прерывают действия другой, возникает внутренний конфликт, ощущаемый в виде негативных эмоций, образов или внутреннего диалога (участников обсуждения может быть и больше двух). Внешне конфликт субличностей может выражаться в виде нерешительности, нервозности, оговорок, неконгруэнтности, немотивированных вспышек эмоций и т.п.

Функционирование субличности возможно только при определенных психофизических состояниях. Поэтому не все субличности могут активизироваться одновременно. Их существование имеет очевидные плюсы: параллельное выполнение нескольких дел, минимизация расхода психической и физической энергии. Так же есть и ощутимые минусы: жесткая фиксация фокуса внимания резко ограничивает внутреннюю свободу человека, "ритуальность" действий делает его поведение резко детерминированным, конфликт между субличностями резко снижает его самооценку и эффективность. Поэтому интеграция частей – очевидный путь расширения и обогащения внутреннего мира.

Кастанеда утверждал, что возможны три принципиальные положения точки сборки (фокуса внимания – авт.). Если она связывает соответствующие друг другу внутренние и внешние энергии (информационные структуры) и такое соответствие уже встречалось, то это известное. Если соответствие возникает в первый раз и оно неполное – это неизвестное. Если соответствие в принципе невозможно – это непознаваемое.

С этой точки зрения можно рассматривать интуицию, как субличность, имеющую доступ непосредственно к самым глубинным структурам человека и вселенной. Мышление воспринимает данные интуиции как "неизвестное", хотя и извлеченное из недр личности.

Таким образом, можно заключить, что для человека познаваемое огромно, но не безгранично. Такой подход не отрицает ни материализм, ни идеализм. В материализме лишь ставится под сомнение постулат о том, что человек отражает внешний мир, и тот полностью познаваем. Вместо этого утверждается, что человек приводит в соответствие свои промежуточные и глубинные информационные структуры с аналогичными во внешнем мире. Также вводятся рамки познаваемости Вселенной.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Механизмы социализации личности. Ролевое поведение
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный чело ...

Чрезмерно развитые и недоразвитые паттерны
У людей с расстройством личности обычно одни паттерны поведения гипертрофированы или чрезмерно развиты, а другие — слаборазвиты. Обсессивно-компульсивное расстройство, например, может характеризоваться чрезмерным акцентом на контроле, ответственности, систематизации и относительном дефиците спонтанности и игривости. Как показано в табл. ...

Классификация конфликтов
Конфликты можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от длительности течения их делят на короткие, конфликты средней длительности и продолжительные. Анализ войсковой и флотской практики показал, что у молодых офицеров примерно 30% конфликтов длятся менее месяца, еще 35% конфликтов продолжаются от одного до ш ...