Информация » Влияние эмоциональных особенностей родителей на развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста » Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей старших дошкольников

Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей старших дошкольников
Страница 5

Ветлугина Н.А. [20,стр.94] выделила следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей.

1. Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству.

- искренность, непосредственность переживаний;

- увлеченность, захваченность деятельностью;

- активизация волевых усилий, способность к “вхождению” в изображаемые обстоятельства, условные ситуации;

- пециальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.

2. Показатели качества творческих действий.

- внесение изменений, дополнений, вариаций, преобразований в знакомый материал;

- создание новых комбинаций из усвоенных старых элементов;

- применение известного в новых ситуациях;

- самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задачи;

- нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно;

- быстрота реакций, находчивость в действиях;

- хорошая ориентировка в новых условиях;

- нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.

3. Показатели качества продукции детского художественного творчества.

- нахождение адекватных выразительных средств для воплощения образов в рисунке, игре-драматизации;

- своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения;

- соответствие продукции элементарным художественным требованиям.

Как общую тенденцию современных исследований в области диагностики творческих способностей можно назвать поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может представлять собой непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого в частности (Брушлинский А.В.) или же интегральный показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов (интеллектуальная активность, Богоявленская Д.Б.).

Интеллектуальная активность, которая мотивирована, побуждаетс изнутри, вне непосредственного давления извне (“бескорыстная любознательность”), проявляется в саморегуляции, повышенной рефлексии на собственные действия, в познавательной инициативе, стойком интересе к процессу выполнения деятельности, а не только к ее результату.

Интеллектуальная активность представляет собой интегральное свойство системы “интеллект – личность”. В качестве функции интеллектуальной активности выступает интеллектуальная инициатива, которая характеризует индивидуальный качественный уровень познавательной при отсутствии внешних стимулов. Таким образом, интеллектуальная инициатива позволяет отличать интеллектуальную активность и от умственной деятельности как таковой, и от показателей ее психофизиологического тонуса (напряженности, скорости, т.д.) (Непомнящая Н.И., Богоявленская Д.Б.). Наиболее специфическим проявлением интеллектуальной активности является теоретический анализ, не обусловленный ни практическими нуждами, ни внешней отрицательной оценкой его деятельности, ни внутренней неудовлетворенностью. Именно такое нестимулированное продолжение познавательной деятельности носит название “интеллектуальная инициатива”. Исследования показали, что высокому уровню интеллектуальной активности всегда соответствует высокий уровень познавательных способностей, однако обратной корреляции не обнаружено. Таким образом, высокие умственные способности не обязательно сопровождаются высоким уровнем познавательной активности, и основную причину этого авторы усматривают во влиянии такого фактора как мотивационная подсистема системы “интеллект –личность”. При определенном личностном барьере интеллектуальная активность может быть весьма низкой. Таким барьером может быть завышенный или просто неадекватный уровень притязаний (успех любой ценой), личностная направленность, ориентировка на оценку, доминирование в структуре личности эгоистических тенденций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Можно видеть, что в конфликтной ситуации дети из группы тяжело больных детей по выраженности реакций равной направленности различаются следующим образом: E>J>M, т.е. наибо ...

Экспериментальные методы
Сущность эксперимента, основного метода в психологии, заключается в том, что явление изучается в специально созданной или естественной обстановке. Его главное достоинство - возможность создания определенных условий и их корректировки, точная фиксация результатов исследования и их использование в конкретной ситуации. Традиционно выделяют ...

Критерии эффективности игротерапии
Оценивая эффективность игротерапии как формы коррекции развития, следует руководствоваться двумя критериями. Во-первых, необходимостью спецификации зон сензитивности к коррекционному воздействию игротерапии, то есть выделения тех аспектов и сторон психического развития ребенка, по отношению к которым следует признать положительный эффек ...