Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей
старших дошкольниковСтраница 2
Интеллект заключается в творческом преобразовании заданного материала и получении на этой основе новых данных. Однако основу интеллекта составляют умственные способности индивида.
Установление уровня умственного развития ребенка направлено, прежде всего, на определение соответствия этого уровня некоторому среднему, характерному для испытуемых (детей) данной возрастной группы, и наличия (или отсутствия) от этого среднего в ту или иную сторону. В связи с этим большое внимание при диагностике умственного развития уделяется теоретической модели развития интеллекта. Значение этой модели обусловлено тем, что в ней должны быть представлены основные, центральные психические образования, которые определяют направление и уровень остальных моментов развития. При таком подходе одним из наиболее надежных показателей развития становится сформированность указанных центральных образований, что может сочетаться с различными индивидуальными особенностями умственного развития конкретного ребенка.
Первым шагом в разработке тестовых систем, основанных на определенной концепции развития интеллекта были тесты А. Бине, которые затем получили развитие в работах Л. Термена: интеллект рассматривался им как способность к абстрактному мышлению, границы которой определяются наследственностью.
Работы Д. Векслера, направленные на анализ развития интеллекта как способности к целенаправленному действию, рациональному размышлению и эффективному взаимодействию с окружающей действительностью. Д. Векслер исходил из того, что интеллект представляет собой структурное образование, включающее в себя вербальные и невербальные умственные способности, и показал, что у разных детей может доминировать та или иная группа способностей. На основе данной концепции им были созданы и в 1949 году опубликованы тесты для определения умственного развития детей, состоящие из вербальной и невербальной шкал.
Наиболее дифференцированная модель интеллектуальных способностей была представлена Дж. Гилфордом [20,стр.73], который определил умственные способности как единство операций, содержания и продукта и выделил в своей модели интеллекта 5 операций:
- познание: обнаружение и понимание информации;
- память: удержание и воспроизведение информации;
- дивергентное продуцирование: выработка различных вариантов решений на основе обобщения информации;
- конвергентное продуцирование: достижение правильного решения на основе обобщенной информации;
- оценка: определение степени удовлетворенности решением.
Наряду с этим Гилфорд выделил 4 типа содержания, на котором реализуются данные операции:
- фигуральный: информация представлена в виде образов;
- символический: информация дается в виде условных значков;
- семантический: информация дается словами;
- поведенческий:
- в основном невербальная иинформация по взаимодействию людей.
Далее Гилфорд выделяет 6 видов продуктов интеллектуальной дятельности:
- единицы: отдельные единицы информации;
- классы: объединенные по общим свойствам единицы;
- связи: принципы связей между единицами и классами;
Роль Я–концепции в поведении человека. Внешний облик и
Я–концепция
Важнейшими источниками формирования представления о собственном Я наряду с половым отождествлением (а оно сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом Я–концепции) служат размеры и его форма. Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческог ...
Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях
Психология состояний объединяет огромный опыт мировой психологической науки в области исследования психических состояний. Проблему оптимальных состояний человека рассматривал Е.П. Ильин. А.О. Прохоров занимается разработкой психологии неравновесных состояний. Психология состояний включает и рассмотрение отдельных видов состояний, в том ...
Диагностические критерии гистрионного расстройства личности по DSM-III-R
Тотальный паттерн чрезмерной эмоциональности и привлечения внимания, возникающий в ранней взрослости и существующий в разных контекстах, на что указывают по крайней мере четыре признака из следующих:
1) постоянно ищет или требует поддержки, одобрения или похвалы;
2) неадекватно сексуален во внешности или поведении;
3) чрезмерно забот ...