Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей
старших дошкольниковСтраница 2
Интеллект заключается в творческом преобразовании заданного материала и получении на этой основе новых данных. Однако основу интеллекта составляют умственные способности индивида.
Установление уровня умственного развития ребенка направлено, прежде всего, на определение соответствия этого уровня некоторому среднему, характерному для испытуемых (детей) данной возрастной группы, и наличия (или отсутствия) от этого среднего в ту или иную сторону. В связи с этим большое внимание при диагностике умственного развития уделяется теоретической модели развития интеллекта. Значение этой модели обусловлено тем, что в ней должны быть представлены основные, центральные психические образования, которые определяют направление и уровень остальных моментов развития. При таком подходе одним из наиболее надежных показателей развития становится сформированность указанных центральных образований, что может сочетаться с различными индивидуальными особенностями умственного развития конкретного ребенка.
Первым шагом в разработке тестовых систем, основанных на определенной концепции развития интеллекта были тесты А. Бине, которые затем получили развитие в работах Л. Термена: интеллект рассматривался им как способность к абстрактному мышлению, границы которой определяются наследственностью.
Работы Д. Векслера, направленные на анализ развития интеллекта как способности к целенаправленному действию, рациональному размышлению и эффективному взаимодействию с окружающей действительностью. Д. Векслер исходил из того, что интеллект представляет собой структурное образование, включающее в себя вербальные и невербальные умственные способности, и показал, что у разных детей может доминировать та или иная группа способностей. На основе данной концепции им были созданы и в 1949 году опубликованы тесты для определения умственного развития детей, состоящие из вербальной и невербальной шкал.
Наиболее дифференцированная модель интеллектуальных способностей была представлена Дж. Гилфордом [20,стр.73], который определил умственные способности как единство операций, содержания и продукта и выделил в своей модели интеллекта 5 операций:
- познание: обнаружение и понимание информации;
- память: удержание и воспроизведение информации;
- дивергентное продуцирование: выработка различных вариантов решений на основе обобщения информации;
- конвергентное продуцирование: достижение правильного решения на основе обобщенной информации;
- оценка: определение степени удовлетворенности решением.
Наряду с этим Гилфорд выделил 4 типа содержания, на котором реализуются данные операции:
- фигуральный: информация представлена в виде образов;
- символический: информация дается в виде условных значков;
- семантический: информация дается словами;
- поведенческий:
- в основном невербальная иинформация по взаимодействию людей.
Далее Гилфорд выделяет 6 видов продуктов интеллектуальной дятельности:
- единицы: отдельные единицы информации;
- классы: объединенные по общим свойствам единицы;
- связи: принципы связей между единицами и классами;
Оправдания и рационализации
Избегающие пациенты очень хотят достичь своей долгосрочной цели — установления близких отношений. Этим они отличаются от шизоидных пациентов, для которых недостаток близости с другими согласуется с их представлением о себе. Избегающие пациенты ощущают пустоту и одиночество и хотят изменить свою жизнь, завести близких друзей, найти лучшу ...
Культурологическая концепция Фрейда. Роль культуры в
развитии социальных отношений
По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори-
ентирован на изучение и излечение психики индивидов,
но он с самого начала заключал в себе тенденцию объ-
яснения общественного сознания в его настоящем и прош-
лом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют
сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож- ...
Изучение песочной терапии как средства коррекции межличностных отношений
детей с нарушениями интеллекта. Социометрическое
исследование состояния межличностных отношений в группе младших школьников С
В проведении социометрического исследования приняло участие 10 учащихся 1-го класса с нарушениями интеллекта «Центра дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени».
На наш взгляд, эффективное изучение межличностных отношений возможно с помощью социометрического метода исс ...