Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей
старших дошкольниковСтраница 2
Интеллект заключается в творческом преобразовании заданного материала и получении на этой основе новых данных. Однако основу интеллекта составляют умственные способности индивида.
Установление уровня умственного развития ребенка направлено, прежде всего, на определение соответствия этого уровня некоторому среднему, характерному для испытуемых (детей) данной возрастной группы, и наличия (или отсутствия) от этого среднего в ту или иную сторону. В связи с этим большое внимание при диагностике умственного развития уделяется теоретической модели развития интеллекта. Значение этой модели обусловлено тем, что в ней должны быть представлены основные, центральные психические образования, которые определяют направление и уровень остальных моментов развития. При таком подходе одним из наиболее надежных показателей развития становится сформированность указанных центральных образований, что может сочетаться с различными индивидуальными особенностями умственного развития конкретного ребенка.
Первым шагом в разработке тестовых систем, основанных на определенной концепции развития интеллекта были тесты А. Бине, которые затем получили развитие в работах Л. Термена: интеллект рассматривался им как способность к абстрактному мышлению, границы которой определяются наследственностью.
Работы Д. Векслера, направленные на анализ развития интеллекта как способности к целенаправленному действию, рациональному размышлению и эффективному взаимодействию с окружающей действительностью. Д. Векслер исходил из того, что интеллект представляет собой структурное образование, включающее в себя вербальные и невербальные умственные способности, и показал, что у разных детей может доминировать та или иная группа способностей. На основе данной концепции им были созданы и в 1949 году опубликованы тесты для определения умственного развития детей, состоящие из вербальной и невербальной шкал.
Наиболее дифференцированная модель интеллектуальных способностей была представлена Дж. Гилфордом [20,стр.73], который определил умственные способности как единство операций, содержания и продукта и выделил в своей модели интеллекта 5 операций:
- познание: обнаружение и понимание информации;
- память: удержание и воспроизведение информации;
- дивергентное продуцирование: выработка различных вариантов решений на основе обобщения информации;
- конвергентное продуцирование: достижение правильного решения на основе обобщенной информации;
- оценка: определение степени удовлетворенности решением.
Наряду с этим Гилфорд выделил 4 типа содержания, на котором реализуются данные операции:
- фигуральный: информация представлена в виде образов;
- символический: информация дается в виде условных значков;
- семантический: информация дается словами;
- поведенческий:
- в основном невербальная иинформация по взаимодействию людей.
Далее Гилфорд выделяет 6 видов продуктов интеллектуальной дятельности:
- единицы: отдельные единицы информации;
- классы: объединенные по общим свойствам единицы;
- связи: принципы связей между единицами и классами;
Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и
отечественных психологов
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ...
Задача 4
Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициативе
Классногo руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок учится крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, прогуливает, на уроке отплекается, мешает другим заниматься. Часто приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых ...
Предупреждение рецидивов
Заключительная стадия психотерапии включает в себя предупреждение рецидивов. Крайне важно предвидеть рецидивы и планировать свои действия в такой ситуации, так как у пациентов с ИРЛ избегание легко может появиться снова. Предупреждение рецидивов предполагает работу как в поведенческой, так и в когнитивной сферах. Ставящиеся поведенчески ...