Информация » Влияние эмоциональных особенностей родителей на развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста » Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей старших дошкольников

Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей старших дошкольников
Страница 3

- системы: организованные и структурированные объединения единиц, классов и связей;

- трансформация: модификации существующей информации;

- импликации: экстраполяции информации (т.е. распространение установленных в прошлом закономерностей, тенденций на будущий период или новую область, другую часть явления).

В соответствии с данной структурной моделью интеллекта можно выделить 120 возможных вариантов умственных способностей, которые Гилфорд сгруппировал в три типа интеллекта: конкретный, абстрактный и социальный. Таким образом, данная модель позволяет разделить детей на группы по особенностям развития их интеллекта на основании анализа как уровня развития отдельных способностей, так и типа интеллекта. Значение модели развития интеллекта, предложенной Гилфордом, для современной психолого-педагогической практики обусловлено тем, что она дает возможность рассматривать развитие отдельных способностей детей в контексте общего умственного развития, организовать соответствующую образовательную работу с детьми, а также выделить конвергентные и дивергентные способности, так как исследования, выполненные на основе данной модели, позволили выявить несовпадение развития конвергентных и дивергентных способностей у детей и позволили разработать особые диагностические системы для определения двух данных групп способностей: тесты на интеллект и тесты на творчество.

Дьяченко О.М. [20,стр.74] описывает диагностическую систему, основанную на исследованиях отечественных психологов (Венгера Л.А. и его сотрудников), где в качестве основной единицы анализа умственного развития признается ориентировочное действие. Оно совершается с помощью существующих в культуре средств умственной деятельности. Ориентировочные действия направлены на изучение предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений. Согласно данной модели развития интеллекта, на каждом возрастном этапе ребенок овладевает познавательными действиями определенного типа. Умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, которая в конечном счете определяется логикой развития личности ребенка в целом, изменением места, которое он занимает в системе отношений с другими людьми, и сменой видов деятельности, внутри которых и развиваются познавательные действия.

На каждой возрастной ступени развития наблюдается характерное для возраста сочетание и уровень сформированности определенных мыслительных и перцептивных действий. В многочисленных исследованиях (Запорожец А.В., Поддъяков Н.Н., Венгер Л.А., Минская Г.И.) было показано, что наиболее характерными для данного возраста являются действия наглядно-образного и логического мышления. Различия между ними состоят в характере действий, выполняемых ребенком с предметами – заместителями разных видов. Действия наглядно-образного мышления могут быть охарактеризованы как действия по построению и применению схематизированных образов, которые отражают связи и отношения реальных вещей. Схематизироавнные образы позволяют в той или иной ситуации выделить содержание, значимое для решения задачи. При этом ребенок действует в соответствии со связями и отношениями, существующими между реальными объектами. В случае с логическим мышлением ребенок выполняет действия со знаками по фиксированным правилам (математические операции, логические рассуждения, т.д.). Суть этих действий заключается в выделении и соотнесении существенных параметров объекта в контексте решаемой задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Общая характеристика аттракции и ее проявлений в межличностных отношениях. Понятие аттракции в социальной психологии
Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе [1, с. 21]. Аттракция — это и проц ...

Психокоррекция и психотерапия детей с церебральными параличами и членов их семей
Для первичной и вторичной профилактики нервно-психических расстройств у больных с церебральными параличами необходимо создание условий, при которых у детей будут формироваться адекватная самооценка, уверенность в себе и самокритичность, формироваться мотивация на достижение реальных целей. Успешная абилитационная работа с больными цере ...

Исследование личностной и ситуативной тревожности (опросник Ч.Д. Спилбергера)
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности- естественное и обязательное особенность активной. Деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности- это так называемая полез ...