Информация » Влияние эмоциональных особенностей родителей на развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста » Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей старших дошкольников

Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей старших дошкольников
Страница 6

Отмечая неэффективность существующих методических приемов исследования мыслительной деятельности для диагностики интеллектуальной активности, главными требованиями к методу исследования интеллектуальной инициативы Непомнящая Н.И., Богоявленская Д.Б. называют [20,стр.96]:

- отсутствие внешней и внутренней оценочной стимуляции;

- отсутствие “потолка” в исследовании объекта;

- длительность эксперимента, достаточная для того, чтобы у испытуемого было время развернуть интеллектуальную инициативу.

Разработанный авторами метод работы в креативном поле позволяет выделить три главных качественных уровня интеллектуальной активности:

- репродуктивный =- если испытуемый при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия;

- эвристический – испытуемых этого уровня отличает проявление в той или иной степени спонтанной инициативы, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной неудовлетворенностью результатами деятельности; имея достаточно надежный способ работы, испытуемый продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит к открытию новых способов решения; в то же время каждая новая находка оценивается только с точки зрения и решения поставленной задачи, и в этом состоит предел интеллектуальной активности;

- креативный – высший уровень интеллектуальной активности, при котором обнаруженная испытуемым эмпирическая закономерность становится для него не творческой находкой, формальным приемом, а самостоятельной проблемой, ради которой он готов прекратить предложенную в эксперименте деятельность.

Вместе с тем в настоящее время не существует методик комплексной оценки общей и специфической творческой одаренности и в целом вопрос о дивергентном (творческом) мышлении остается недостаточно изученным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Отличия в психологии мужчины и женщины
Более развиты: У мужчин У женщин логика интуиция обобщение анализ восприятие в целом внимание к деталям склонность к абстракциям конкретика романтизм практицизм ориентация в пространстве и времени ловкость и чуткость рук техническая направленность гуманитарная направленность ...

Психологический возраст и личность. Психологический возраст и самоосознание
время всегда казалось человеку (в частности, европейскому) гораздо более загадочным, чем пространство, и об этом уже свидетельствуют древнейшие пласты мифологии. В зависимости же от открытого и ведомого временем счета приобретений и потерь отдельной личности и человеческого рода оно удостаивалось самых различных «почестей», включая и бл ...

Лечение антисоциального расстройства личности с сопутствующими расстройствами Оси I. Общие соображения
Некоторые расстройства Оси I по DSM-III-R могут проявляться наряду с АРЛ, усложняя точность диагностики и лечебные вмешательства. Наиболее частые из них — алкоголизм и наркомания, соматизация (Hare, 1985a; Lilienfeld, Van Valkenburg, Larntz, & Akiskal, 1986) и общее аффективное расстройство (Frances, 1985). Когда присутствуют другие ...