Информация » Влияние эмоциональных особенностей родителей на развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста » Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей старших дошкольников

Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей старших дошкольников
Страница 1

Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука (генетика, физиология, психологи, социология) и реальная практика обучения многократно доказали наличие индивидуальных различий не только в успешности обучения, но и в творческих возможностях детей. дифференциация всех детей в каждом возрасте по их умственному потенциалу весьма значительна – от умственной одаренности до высокой талантливости и одаренности.

Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Необходима специальная психологическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности. Опыт зарубежных исследований и практика раннего выявления одаренности детей и учащихся свидетельствуют о необходимости создания специальной государственной программы, обеспечивающей интенсивное развитие и использование накопленного практического опыта выявления и психологической помощи одаренным и талантливым детям [28,стр.41].

В России выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарев, Б.М. Кедров, О.К. Тихомиров, А.В. Брушлинский), общих и специальных способностей (Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Е.И. Игнатьев, К.В. Тарасова), по психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева, В.М. Русалов), генетическим предпосылкам индивидуальных различий (И.В. Равич-Щербо), разрабатываются дидактические принципы, учебные программы и факультативы для дифференцированного обучения.

Специальное значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном возрасте и в начальной школе (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Подьяков), реализуемые в школе и в вузе принципы проблемного обучения (А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов), развивающего обучения (В.В. Давыдов).

В отечественной психологической литературе имеются указания, что основным ядром психического развития является интеллект, который непосредственно определяет степень готовности к усвоению и переработке знаний и умений. Определение интеллекта включает в себя такие его характеристики как способность к обучению. Способность оперировать абстрактными отношениями, приспособление к ситуации. Исследования доказали, что, несмотря на огромную роль обучения в интеллектуальном развитии, интеллект не определяется непосредственно конкретным содержанием приобретенных знаний. В ходе усвоения знаний должны быть созданы условия для развития качеств ума, которые складываются на индивидуальных подходах к усвоению учебного материала любого содержания [20,стр.71].

Развитие интеллекта оценивается по уровню сфрормированности у человека отдельных психических функций и их взаимовлияния. Основные свойства интеллекта особенно четко выступают в условиях мотивированной деятельности, в которой реализуются потребности, интересы личности. С другой стороны, деятельность, в условиях которой развивается личность, формирует специфические особенности интеллекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Истероидная структура психотипа
Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Собчик Л.Н. подчеркивает, что «личностям этого круга как метод выбора подходит психодрама - метод, использующий разработанную психологом мизансцену самодеятельног ...

Принятие конструктивных решений
Для рассмотрения различных проблемных областей и оценки соотношения между выгодой и риском при различных выборах психотерапевты могут использовать структурированный формат. Для этой цели было разработано упражнение «Обзор выборов» (см. табл. 8.3). Части упражнения могут быть приспособлены для домашней работы или могут быть изменены, что ...

Классификация методов психологического исследования
В науке существуют всеобщие методы исследования, которые совпадают часто с основными методологическими принципами. Существуют так называемые общие методы исследования. Они используются во многих науках: наблюдение, метод анализа и синтеза, дифференциации и обобщения, индукции и дедукции и т.д. Существует также группа специфических метод ...