Заключение
Страница 1

Процесс социально-психологической адаптации младших подростков реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качеств личности корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми ценностями.

Социально-психологическая адаптация младших подростков может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт, учащиеся избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения.

Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. В ситуации новизны у пятиклассников возникает эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда внутренние психологические проблемы осложняют процесс учения. В этих условиях переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.

Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.

Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты. В этих условиях целью работы педагога-психолога является создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

Мы предположили, что адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу будет эффективна при условии внедрения системы научно-методических рекомендаций предназначенных учителям и психологам по адаптации младшего подростка к учебно-воспитательному процессу в среднем звене общеобразовательной школы.

В начале учебного года у пятиклассников была выявлена повышенная школьная тревожность, уровень общей тревожности был отмечен у 76% пятиклассников. Для большинства учащихся характерным являлось беспокойство и преобладание отрицательных чувств. В мотивационной сфере определенные проблемы в адаптации к школьной жизни испытывали 76% школьников.

После реализации научно-методических рекомендаций, включающих работу с учителями, родителями и пятиклассниками, по итогам контрольной диагностики, было отмечено снижение школьной тревожности с 76% до 30%, повышение учебной мотивации и преобладание положительных чувств у пятиклассников.

В результате выполнения исследований (первичного и контрольного), формирующего эксперимента и сравнительного анализа результатов гипотеза подтвердилась.

Разработанная и реализованная на практике коррекционная программа была направлена на создание условий для успешной адаптации пятиклассников к учебным и жизненным ситуациям

Программа имела целью развитие средств самопознания тревожных детей, повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений и развитие уверенности в собственных силах. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи.

Работу по преодолению школьной дезадаптации необходимо проводить в коллективах детей с первого дня пребывания в школе. Предложенная методика адаптации показала на практике, как изменяется эмоциональное состояние каждого ребенка в большей или в меньшей степени, которое непосредственно сказывается на успешности адаптации к школьной жизни. Практическое применение метода релаксации является новым для педагогики и эффективным методом, не только для адаптации детей к школе, но и в целом для достижения цели социализации детей в школе.

Практика показала необходимость дифференцированного подхода к этой проблеме, то есть осуществление индивидуального подхода или работу с группой детей, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Обзор литературы по проблеме изучения социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы. Изучение социально-психологической адаптац
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется динамичностью и изменчивостью. Но люди по-разному реагируют на изменения, происходящие как в обществе, так и их личной жизни, то есть отличаются по степени приспособляемости. «Адаптация» - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Дан ...

Введение.
Для современной психологической науки изучение закономерностей и формирования психосоматических заболеваний является сегодня чрезвычайно актуальной проблемой, по мнению большинства исследователей [7, 10, 35] Термин "психосоматика" был введен в научный обиход 180 лет назад немецким врачом Хейнротом. Мы называем какие-либо боле ...

Уровни воображения
Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, на высших – в ней все большую роль играет сознательное человека к формированию образов. В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизво ...