ЗаключениеСтраница 10
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации – реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:
1. Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
2. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4. Соматическая – отклонения в здоровье ребенка.
5. Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное – помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
Для того, чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.
VI. Сравнительный анализ уровня усвоения учебной программы в 4-м классе и за 1 четверть 5-го класса.
Родителям предлагается ознакомиться с гистограммами, отражающими средний балл успеваемости каждого ребенка за 4-й класс и 1 четверть 5-го класса.
По этическим соображениям фамилии учащихся класса не пишутся, под столбиками гистограммы проставляются номера, которые присваиваются учащимся. Каждому родителю раздается по карточке, на которой указана фамилия его ребенка и соответствующий ей номер. Гистограмма дает возможность родителям не только определить характер изменения успеваемости ребенка, но и оценить уровень его успеваемости по сравнению с другими учащимися класса.
Производится краткий анализ данных, отражающий количество детей, повысивших и снизивших средний балл успеваемости. Обращается внимание на то, что значительное снижение успеваемости может свидетельствовать о наличии определенных трудностей адаптационного периода.
VII. Анкета школьной мотивации
Для эффективного учения важны обретение ребенком личностного смысла учения и сформированность основных мотивов учебной деятельности. Поэтому вполне целесообразным является изучение уровня школьной мотивации пятиклассников.
Ведущий знакомит родителей с пятью основными уровнями школьной мотивации, дает их краткую характеристику (по Н.Г.Лускановой). Выделяются основные факторы, влияющие на уровень школьной мотивации: уровень умственных способностей, характер отношений в классе, особенности отношений с отдельным педагогом, личность классного руководителя, позиция родителей. Особое внимание уделяется последнему фактору.
Далее родителям предлагается познакомиться с общими результатами диагностики школьной мотивации по классу и индивидуальными результатами своего ребенка. Родители получают индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации по методике Н.Г.Лускановой и их краткую интерпретацию.
VIII. Результаты анкетирования «Чувства, которые я испытываю в школе»
Известно, что высокий уровень учебной мотивации во многом зависит от сформированности познавательных интересов и положительного эмоционального настроя.
Родителям предлагается ознакомиться с «рейтингом» чувств, которые дети преимущественно испытывают в школе (см. приложение 2). Целесообразно преобладающие чувства (отмечающиеся более чем у 45-50% детей класса) выделить в списке другим цветом. Осуществляется краткий анализ результатов.
С целью определения доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников рекомендуем использовать методику С.В.Левченко «Мои чувства в школе», которая позволяет выделить превалирующие чувства в школе, определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.
После обработки анкет получаем сумму баллов (в%), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы 45-50%. Если чувство набирает меньше голосов, можно говорить об индивидуальном характере данных переживаний.
Игра в старшем дошкольном возрасте.
а) Особенности сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников, как правило, коллективна. Она отличается разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, далеко выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего чел ...
Оценка с точки зрения когнитивной психотерапии
Первый шаг при когнитивной оценке случая предполагает выявление автоматических мыслей, которые служат отличительным признаком этого расстройства. Тогда как оценка других расстройств личности с точки зрения когнитивной психотерапии сосредоточена на типах автоматических мыслей пациентов, шизоидное расстройство личности часто отмечается не ...
Практическая работа по исследованию влияния тревожности родителей на
формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников. Программа
исследования
Эксперимент по исследованию влияния уровня тревожности родителей на формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников проводился в дошкольном образовательном учреждении №65 “Морячок”. Испытуемые – дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и их родители. Количество детей, участвовавших в исследовании – 20 человек ...